Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 16 мая 2017 г. N 21-06/83-17Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - МКУ "Управление делами администрации Елизовского муниципального района" (далее - Заказчик): Барабышкиной И.Н. (по доверенности от 15.05.2017), Паламарь О.С. (по доверенности от 15.05.2017),
- заявителя - ООО "Радио СВ" (далее - Заявитель): Тарасовой Е.К. (по доверенности от 2017 года),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов тематики "Конно-спортивные игры - 2017" в средствах массовой информации Камчатского края в целях реализации программных мероприятий муниципальной программы "Совершенствование системы муниципального управления и укрепления гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2014-2020 годы" (закупка N 0138300000117000097), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
28.04.2017 Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем ЭА на оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов тематики "Конно-спортивные игры - 2017" в средствах массовой информации Камчатского края в целях реализации программных мероприятий муниципальной программы "Совершенствование системы муниципального управления и укрепления гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2014-2020 годы" (закупка N 0138300000117000097) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 171648,83 рублей.
05.05.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке документации об аукционе, по его мнению, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе:
- в объект закупки неправомерно объединены услуги, оказываемые посредством различных по видам средств массовой информации (далее - СМИ), оказание услуг по размещению материалов более чем в одном СМИ,
- в документации о Закупке не установлены требования к наличию у участников закупки свидетельства о регистрации СМИ, что ведет к ограничению количества участников закупки,
- участнику торгов или нескольким участникам торгов созданы преимущественные условия участия в Закупке.
В ходе рассмотрения жалобы Заявитель в устной форме дополнил свою жалобу доводом о том, что при описании объекта Закупки (в техническом задании) Заказчик установил необходимость изготовления и размещения рекламно-информационного Интернет-баннера, постов в социальных сетях, при этом Заказчик использовал терминологию, не позволяющую точно определить, что именно и каким способом надо изготовить и разместить в соответствии с потребностями Заказчика. Кроме того, указанные Заказчиком при описании Закупки Интернет - ресурсы не являются СМИ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на доводы жалобы от 12.05.2017 N 02/297, пояснив следующее.
Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений по формированию предмета контракта, а содержит только правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе под объектом закупки понимаются непосредственно товары (работы, услуги) поставка (выполнение, оказание) которых является предметом контракта.
Ни одна из норм Закона о контрактной системе не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, не устанавливает требования либо ограничения, касающиеся возможности совмещения разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в отношении лекарственных средств).
Заказчик вправе объединить в составе одного лота товары, работы, услуги, связанные между собой технологически и функционально, при соблюдении запрета на ограничение конкуренции.
Между тем, услуги, включенные Заказчиком в состав Закупки связанны между собой функционально и технологически, также с предметом закупки и преследуют цель закупки: изготовление и размещение информационных материалов тематики "Конно-спортивные игры - 2017" в СМИ Камчатского края.
Объединение в один объект (лот) закупки услуг, оказываемых посредством различных СМИ, а также оказание услуг по размещению материалов Заказчика более чем в одном СМИ, не привело к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и увеличению размера обеспечения заявки на участие в аукционе, поскольку в начальной (максимальной) цене контракта заложены все услуги, прописанные в техническом задании Закупки.
В соответствии с пунктом 8 Технического задания и пунктом 1.2 проекта муниципального контракта Исполнитель вправе привлекать третьих лиц для оказания услуг, что исключает необходимость установления к Исполнителю требований в соответствии с законодательством Российской Федерации о СМИ в части лицензирования деятельности и не создает какие - либо ограничения и преимущества для участников аукциона, поскольку с заявкой вправе обратиться как организации, обладающие соответствующей лицензией, так и лица, имеющие возможность исполнить контракт посредством привлечения сторонних организаций, действующих на рынке СМИ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 35-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Следовательно, предметом Закупки: оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов тематики "Конно-спортивные игры - 2017" в СМИ Камчатского края в целях реализации программных мероприятий муниципальной программы "Совершенствование системы муниципального управления и укрепления гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2014-2020 годы" фактически являются услуги рекламные - код 73.1 (ОК 034-2014 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности).
Закон о рекламе ограничений в отношении размещения рекламы только в одном СМИ определенного вида не содержит.
Заказчик в техническом задании документации о Закупке (далее - Техническое задание) установил способы, формы, средства с помощью которых рекламная информация Заказчика о спортивном мероприятии должна быть распространена среди неопределенного круга лиц с целью привлечения внимания к данному мероприятию.
В пункте 8 Технического задания, пункте 1.2 проекта муниципального контракта Заказчиком установлено, что Исполнитель вправе привлекать третьих лиц для оказания услуг.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном объединении в одном объекте Закупки услуг, оказываемых посредством различных по видам и количеству СМИ, необоснован.
2. Осуществление деятельности по оказанию рекламных услуг не требует специальных разрешений.
В соответствии с пунктом 8 Технического задания и пунктом 1.2 проекта муниципального контракта Исполнитель вправе привлекать третьих лиц для оказания услуг, в том числе имеющих свидетельства о регистрации СМИ и действующих на рынке СМИ.
Доказательств того, что неустановление Заказчиком в документации о Закупке требования к наличию у участников закупки свидетельства о регистрации СМИ приведет к ограничению количества участников закупки, Заявителем не представлено.
Таким образом, данный довод необоснован.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель не представил доказательств того, что Заказчик какими - либо действиями при проведении данной Закупки создал участнику Закупки или нескольким участникам Закупки преимущественные условия участия в данной Закупке.
Таким образом, данный довод необоснован.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Заказчик в Техническом задании при описании объекта Закупки установил требования изготовить и разместить:
- рекламно - информационный Интернет - баннер в Мобильной версии 2 (двух) популярных социальных сетях в объеме 100 000 (ста тысяч) показов (по 50 000 показов в каждой) в течении 10 (десяти) дней,
- рекламно - информационный пост в 2 (двух) группах в "ВКонтакте" и "Инстаграм" с суммарным количеством подписчиков не менее 30 000 пользователей,
- рекламно - информационный пост в WhatsApp в группах с суммарным количеством подписчиков не менее 5 000.
Термины "Интернет-баннер", "пост" являются специальными и определены Заказчиком самостоятельно (не в соответствии с нормативно-правовыми документами, справочниками и т.д.), при этом в документации о Закупке отсутствуют определения данных терминов, что может не позволить участникам Закупки оформить рекламную информацию в соответствии с потребностями Заказчика.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки в данной части не является объективным в нарушение правил описания объекта Закупки.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Интернет - ресурсы: "ВКонтакте" и "Инстаграм", система обмена текстовыми сообщениями WhatsApp не являются СМИ.
Поскольку предметом Закупки является оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов тематики "Конно-спортивные игры - 2017" в средствах массовой информации Камчатского края, то указание Заказчиком при описании объекта Закупки на необходимость изготовления и размещения рекламной информации на Интернет - ресурсах, не являющихся СМИ, не носит объективного характера в нарушение правил описания объекта Закупки.
Таким образом, Заказчик, не установив надлежащим образом описание объекта Закупки, в части изготовления и размещения рекламно - информационной информации в сети Интернет, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части неустановления Заказчиком в документации о Закупке надлежащего описания объекта Закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ И. В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ А.А. Козаченко
____________________С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 16 мая 2017 г. N 21-06/83-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017