Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 мая 2017 г. N РЗ-139/17
Резолютивная часть решения оглашена "10" мая 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" мая 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
МБУ ЦБ <_.>,
в отсутствие представителей ООО "Химтехстрой", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО "Химтехстрой" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - муниципального бюджетного учреждения централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Тамбовского района (далее - МБУ ЦБ) при проведении электронного аукциона N0364300004117000002 на выполнение работ по капитальному ремонту металлической кровли МАДОУ детский сад "Журавлик" расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Покрово-Пригородное, ул. Пионерская, д. 12а, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
14.04.2017 года МБУ ЦБ опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N0364300004117000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту металлической кровли МАДОУ детский сад "Журавлик" расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Покрово-Пригородное, ул. Пионерская, д. 12а (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3916015,00 руб.
Заказчик - МБУ ЦБ.
Дата и время окончания подачи заявок - 02.05.2017 в 10:00 часов.
ООО "Химтехстрой", считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. 02.05.2017 N 2768).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.
1. Заявитель ООО "Химтехстрой" в своей жалобе (дело NРЗ-139/17) указывает, что аукционная документация не содержит надлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, а именно: не содержит разъяснений о порядке заполнения показателей при использовании символа "," (запятая) и отсутствует возможность указания диапазонных значений.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Требованиях к товару, используемому при выполнении работ (далее - Техническое задание) (приложение N2 к контракту) Заказчиком указаны наименования требуемых к применению материалов, их характеристики и единицы измерения.
В Техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе, требование по позиции 1 "Раствор кладочный" об указании показателей к материалу с использованием символа "," (запятая):
"Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %, глиносодержащих растворов - не менее 93 %".
Инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе (раздел 4 документации об аукционе) носит общий характер и не разъясняет, как следует заполнить заявку в приведенном случае. Техническое задание также не содержит разъяснений по установленным требованиям к применяемому материалу и их описанию участниками закупок в заявках.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, что по рассматриваемой позиции создает неопределенность, поскольку неясно, требуется указать сведения по двум видам раствора: содержащий глину и не содержащий либо только по одному, на выбор участника закупки.
Требование к водоудерживающей способности раствора кладочного вводит в заблуждение участников закупки, поскольку создает риск неправильного заполнения первой части заявки и риск ее отклонения аукционной комиссией Заказчика.
Также Заявитель указывает, что по позиции 1 установлено неправомерное требование об указании конкретных показателей по следующей характеристике кладочного раствора:
"Температура растворных смесей в момент использования должна быть:
при скорости ветра, до 6 м/с - не менее 10° С;
при скорости ветра, свыше 6 м/с - не менее 15° С", что не дает участнику закупки возможность корректно указать значения показателя - данный показатель нельзя указать конкретно, так как температура смесей не может быть постоянной.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с доводом Заявителя и его обоснованием неправомерности данного требования Заказчика и отсутствием необходимого указания в инструкции о предоставлении диапазонного значения по температуре смеси. Кроме того, это требование является незаконным, поскольку относится к технологии работ по контракту, а не к применяемому материалу, как должно быть в силу требований Закона о контрактной системе.
При данных обстоятельствах в действиях Заказчика при утверждении аукционной документации имеется нарушение части 3 статьи 7 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, а также установлении незаконного требования, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель ООО "Химтехстрой" в своей жалобе (дело NРЗ-139/17) указывает, что Заказчиком нарушен Закон о контрактной системе в части порядка и сроков разъяснений на запросы участников закупок.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя обоснованным в силу следующего.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявитель жалобы сообщил, что им подан 24.04.2017 запрос о разъяснении положений N571089, ответ на который дан 27.04.2017, то есть, с нарушением установленного срока, причем ответ по сути запроса не дан.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России обжалуемые обстоятельства полностью подтвердились.
Согласно сведениям закупки:
"Запрос на разъяснение положений аукционной документации к аукциону 0364300004117000002 N571089 от 24.04.2017 г.
В позиции 1 Приложения N2 к проекту контракта Требование к товару, используемому при выполнении работ "Раствор кладочный" указано: "Температура растворных смесей в момент использования: при скорости ветра, до 6 м/с - не менее 10° С; при скорости ветра, свыше 6 м/с - не менее 15° С". ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" устанавливает данные требования к товару в виде диапазонных значений. Поскольку считаем невозможным указание точной температуры использования растворных смесей в момент использования, просим Вас разъяснить: нужно ли указывать конкретное значение температуры смесей либо возможно указание диапазонного значения?
Разъяснение к запросу N571089 от 24.04.2017 г.
Раствор кладочный |
- Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %, глиносодержащих растворов - не менее 93 %. - Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %. - Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента. - Температура растворных смесей в момент использования должна быть: при скорости ветра, до 6 м/с - не менее 10° С; при скорости ветра, свыше 6 м/с - не менее 15° С; - Содержание глинистых частиц размером менее 0,4 мм должно быть не менее - 30 и не более 80%. - Содержание песчаных частиц размером более 0,16 мм должно быть не более 30%. |
М75, Пк2, |
Смесь марки 75 относится к материалам высокого класса по типу водонепроницаемости и прочности. Материал марки 75 принадлежит к типу сложных и смешанных смесей, который получают путем затвердения смеси вяжущего вещества (как правило, это цемент, реже: глина, гипс, известь и т. д.), заполнителя (песок) и воды, а так же, в необходимых случаях, специальных добавок. Все компоненты тщательно смешиваются. Этого эффекта можно достичь только на заводе или использования специального оборудования. Температура окружающей среды также действует на прочность кладочного материала.
Руководствуясь действующим ГОСТ раствор кладочный должен иметь заданную прочность, подвижность и обладать водоудерживающей способностью.
Руководствуясь п 4.7 (ГОСТ 28013-98) температура растворных смесей в момент использования необходимо принять только для кладочных растворов при производстве наружных работ - в соответствии с указаниями таблицы 2. Среднесуточную температуру наружного воздуха принять в виде диапазонного значения как указано в ГОСТ 28013-98. Кладочный материал- "камни" в заявке допускается не описывать (см.ТЕР 08-02-001-01)".
Запрос N571089, на который ссылается Заявитель в своей жалобе, поступил 24.04.2017, однако, указанный запрос и разъяснения на него опубликованы в ЕИС 27.04.2017 в 14:35 часов, то есть, Заказчиком нарушен двухдневный срок размещения разъяснений.
Из текста приведенных разъяснений следует, что сути испрашиваемого Заказчик не разъяснил по запросу N571089: не указан порядок заполнения спорных показателей, что противоречит законодательству о контрактной системе и неправомерно ограничивает участие в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик нарушил порядок дачи разъяснений положений документации об Аукционе также по иным запросам.
Так, Заказчиком 20.04.2017 в 9:42 часов в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе от 18.04.2017 без указания предмета запроса, что не соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, разъяснения Заказчика по запросам N571807 от 27.04.2017 и N571554 от 26.04.2017 нарушают ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку неправомерно изменена суть документации об аукционе.
Так, в извещении и документации правомерно не установлено требование к участникам закупки о подтверждении опыта исполнения соответствующих строительных работ, однако в разъяснениях указано на необходимость предоставления подтверждающих опыт документов.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены части 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заявитель ООО "Химтехстрой" в своей жалобе (дело NРЗ-139/17) указывает, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено указание на использование товаров (материалов) с фирменным наименованием товара без сопровождения слов "или эквивалент".
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При рассмотрении жалобы установлено, что пункт 20 информационного паспорта аукциона содержит следующее указание:
"Для всех наименований марок конкретных производителей, указанных в технической части документации об аукционе, включая сметный расчет, применяется дополнение "либо эквивалент".
Кроме того, такое же разъяснение дано в первом абзаце в Требованиях к товару, используемому при выполнении работ (приложение N2 к контракту).
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно указана возможность поставки эквивалентного товара.
Кроме того, о возможности поставки эквивалентного товара по рассматриваемой закупке Заказчиком 28.04.2017 в 15:03 часов были размещены разъяснения на поступивший запрос N572517 от 28.04.2017.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчик требования к участникам закупки изложил в нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязывает Заказчика устанавливать, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:
пункт 7 статьи 31 Закона о контрактной системе: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
пункт 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 23 информационного паспорта Заказчиком установлено следующее:
"Требования, предъявляемые к участникам аукциона: установлены в разделе N 5 документации об аукционе".
В разделе 5 "Требования к участникам аукциона" аукционной документации пунктом 5.1 установлено требование о соответствии участника аукциона единым требованиям, поименованным в указанном пункте.
Однако, требования не соответствуют п. 7.1 и п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе требования, предусмотренные пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречат Закону о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчиком нарушен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России установлено, что согласно извещению срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.05.2017 в 10:00 часов, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 05.05.2017. Дата проведения аукциона - 10.05.2017 в 10.00 часов.
В установленный срок Заказчиком не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок (далее - Протокол) в ЕИС.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика признали, что Протокол не направлен Заказчиком в адрес Оператора электронной площадки в сроки, установленные документацией об Аукционе, поскольку полагали, что установлено требование о приостановлении всех действий по закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия аукционной комиссии привели к нарушению прав и законных интересов лиц, подавших заявки на участие.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчиком в документации об аукционе не установлено надлежащим образом требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 24 информационного паспорта аукциона Заказчиком установлено следующее:
"Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
установлен
копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ:
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет предоставить в составе заявки на участие в Аукционе надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом указанное требование к участникам закупки, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчик не установил в проекте муниципального контракта сроки сдачи и приемки работ.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Однако, проект муниципального контракта по рассматриваемой закупке не содержит сроков сдачи и приемки выполненных работ по контракту, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчиком в проекте контракта не установлены соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа и пени).
В силу пп. "б" п. 4 Правил определения размера штрафа и пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно пп. "б" п. 5 Правил определения размера штрафа и пени за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки - 3916015,00 рублей.
В п.11.2 проекта муниципального контракта документации об электронном аукционе указано:
"В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы.
Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа определен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и составляет ___________ руб".
Также в п. 11.3 проекта муниципального контракта документации об электронном аукционе установлено:
"В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены Контракта и определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Исполнителем (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа определен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и составляет __________ руб".
Таким образом, Заказчик нарушил ст. 34 Закона о контрактной системе, не указав в контракте размеры штрафа сторон по контракту за ненадлежащее исполнение контракта. Указанные действия Заказчика противоречат Закону о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
9. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчик ненадлежащим образом установил в документации об аукционе сроки предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, что является нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствие с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, пунктом 32 информационного паспорта документации об Аукционе установлено следующее:
"Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата размещения извещения в информационной системе.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата окончания срока подачи заявок".
Следовательно, Заказчик не установил в документации об Аукционе конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчик неправомерно установил в документации об аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Техническом задании документации об Аукционе, в том числе, по позиции 1 "Раствор кладочный" установлено:
"Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента.
- Температура растворных смесей в момент использования должна быть:
при скорости ветра, до 6 м/с - не менее 10° С;
при скорости ветра, свыше 6 м/с - не менее 15° С;
- Содержание глинистых частиц размером менее 0,4 мм должно быть не менее - 30 и не более 80%.
- Содержание песчаных частиц размером более 0,16 мм должно быть не более 30%".
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товара, используемого при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе и надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Химтехстрой" обоснованной в части доводов об отсутствии в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявок и нарушения порядка разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст. 31, ч.1 ст. 33, ч. 13 ст. 34, ч.ч. 4 и 5 ст. 65, ч.ч. 1 и 7 ст. 67, ч.ч. 1, 2 и 11 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в срок до 15 июня 2017 года.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по чч. 1.1, 1.4, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Е.Г.Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Муниципальное бюджетное учреждение
централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Тамбовского района
392525, Тамбовская обл., Тамбовский р-он, п. Строитель, мкр. Центральный, 19
mucboutr@rambler.ru
ООО "Химтехстрой"
392000, г. Тамбов, ул. Монтажников, 1
totpp@yandex.ru
АО "Единая электронная торговая площадка"
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
info@roseltorg.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N РЗ-139/17 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "10" мая 2017 года.
В полном объеме предписание изготовлено "12" мая 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
на основании своего решения от 12.05.2017 по делу NРЗ-139/17 о нарушении законодательства о контрактной системе и пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" вернуть заявки участников закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе N0364300004117000002. Уведомить участников о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь. Прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, открытом участникам размещения закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
2. Заказчику - муниципальному бюджетному учреждению централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Тамбовского района внести изменения в документацию электронного аукциона, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом решения Тамбовского УФАС России NРЗ-139/17 от 12.05.2017 года, продлив при этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней, установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и дату проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с действующим законодательством.
3. Оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить Заказчику возможность исполнения пункта 2 предписания.
4. Заказчику и оператору электронной площадки исполнить предписание в срок до 15 июня 2017 года.
5. Заказчику и оператору электронной площадки сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области об исполнении предписания в срок до 15 июня 2017 года.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
Исп. Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44 |
В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 мая 2017 г. N РЗ-139/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017