Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 мая 2017 г. N РЗ-158/17
Резолютивная часть решения оглашена "12" мая 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "16" мая 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
Муниципального казенного учреждения "Дирекция городских дорог" - <_>,
Управления муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова - <_>,
в отсутствие представителя ООО "Скорость",
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее также Заявитель) на действия муниципального казенного учреждения "Дирекция городских дорог" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Корректировка проектной документации на "Строительство автомобильных дорог и тротуаров в ТСЖ "Радужное" г. Тамбова (1 очередь)" (ул. А.К. Рязанова; ул. Соловьиная) (извещение N 0164300016517000209) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова (далее - Уполномоченный орган) опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164300016517000209 о проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Корректировка проектной документации на "Строительство автомобильных дорог и тротуаров в ТСЖ "Радужное" г. Тамбова (1 очередь)" (ул. А.К. Рязанова; ул. Соловьиная) (извещение N 0164300016517000209) (далее - Аукцион).
Заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Дирекция городских дорог".
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 502 960 руб.
ООО "Скорость", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В качестве доводов Заявитель указал следующее:
- по позиции "Бруски (доски) обрезные хвойных пород по ГОСТ 8486-86" Технических характеристик материалов, применяемых при строительстве автомобильных дорог в ТСЖ "Радужное" ул. А.К. Рязанова и ул. Соловьиная (далее - Техническое задание) Заказчиком одновременно установлены требования к двум различным товарам, которые вводят участника закупки в заблуждение;
- по позиции "Кирпич керамический по ГОСТ 530-2012" Технического задания Заказчиком установлены требования к номинальным размерам материала, однако заказчиком не определено, какие из них относятся к длине, ширине и высоте;
- по позиции "Камни бортовые бетонные марки БР 100.30.18 и БР 100.20.8 по ГОСТ 6665-91" Технического задания Заказчиком установлено требование к классу прочности бетона, не соответствующее указанному ГОСТу.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы согласились частично, а также представили письменные возражения по существу доводов Заявителя.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
1. Согласно п. 1) п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1.1. В Техническом задании, являющемся приложением N2 к документации об Аукционе, по позиции "Бруски (доски) обрезные хвойных пород по ГОСТ 8486-86", установлено следующее: "Длина 4,0-6,5 м. Ширина 75-150 мм. Толщина 40-75 мм. Сорт не ниже III. Параметр шероховатости поверхности для брусков должен быть*: не более 1250 мкм".
Комиссия Тамбовского УФАС России не установила противоречий требований Заказчика рассматриваемому ГОСТу.
В данном случае, из положений инструкции по заполнению заявки следует, что участник закупки вправе предложить на свое усмотрение один из двух материалов - брусок или доску, с соответствующими им шириной и толщиной исходя из возможных вариантов по ГОСТу.
Данный довод Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
1.2. В Техническом задании, являющемся приложением N2 к документации об Аукционе, по позиции "Кирпич керамический по ГОСТ 530-2012", Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Номинальные размеры: 250120
65 мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки данные значения номинальных размеров кирпича являются неизменными.
Пунктами 3.1 и 3.2 раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" даны следующие определения:
"3.1 кирпич: Керамическое штучное изделие, предназначенное для устройства кладок на строительных растворах;
3.2 кирпич нормального формата (одинарный): Изделие в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250х120х65 мм".
В таблице 2 указанного ГОСТа установлены следующие номинальные размеры кирпичей:
|
|
|
|
|
|
Вид изделия |
Обозначение вида |
Номинальные размеры |
Обозначение размера изделия |
||
|
|
Длина |
Ширина |
Толщина |
|
Кирпич |
КР |
250 |
120 |
65 |
1 НФ |
|
|
250 |
85 |
65 |
0,7 НФ |
|
|
250 |
120 |
88 |
1,4 НФ |
|
|
250 |
60 |
65 |
0,5 НФ |
|
|
288 |
138 |
65 |
1,3 НФ |
|
|
288 |
138 |
88 |
1,8 НФ |
|
|
250 |
120 |
55 |
0,8 НФ |
Кирпич с горизонтальными пустотами |
КРГ |
250 |
120 |
88 |
1,4 НФ |
|
|
250 |
200 |
70 |
1,8 НФ |
Исходя из вышеприведенных положений ГОСТа 530-2012 очевидно, что требования к номинальным размерам кирпича керамического установлены Заказчиком в соответствии с действующим ГОСТом, определяющим номинальные размеры (ширину, длину, толщину).
Нарушений описания объекта закупки в спорной части Технического задания Комиссией Тамбовского УФАС России не установлено.
1.3. В Техническом задании по позиции "Камни бортовые бетонные марки БР 100.30.18 и БР 100.20.8 по ГОСТ 6665-91" Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Бортовые камни должны быть выполнены из бетона марки по прочности не ниже В22,5 и марки по прочности при растяжении при изгибе не ниже Btd3,2. Марка по морозостойкости не ниже F200".
Однако, ГОСТом 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" определено иное обозначение показателя товара - "Btb3,2". Таким образом, установленный Заказчиком показатель марки по прочности не соответствует ГОСТу 6665-91.
Данное описание Заказчиком объекта закупки нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что подобное описание характеристики товара не может привести к нарушению законных прав и интересов участников закупки ввиду того, что подобное написание марки по прочности является технической опиской Заказчика.
Довод Заявителя в указанной части признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
1.4 Заявитель в своей жалобе указывает следующее: "В позиции Щебень из горных пород для приготовления горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной (полимерасфальтобетонной) смеси, пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси, устройства основания из щебня и укрепления обочин по ГОСТ 8267-93 заказчик установил требования: "Содержание пылевидных и глинистых частиц*: не более 3 % по массе".
Однако, из существа довода жалобы невозможно определить, каким образом установленное Заказчиком требование к данному товару нарушает его законные права и интересы, а также препятствует подаче заявки на участие в Аукционе.
Довод Заявителя в указанной части признается необоснованным.
1. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее нарушение Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при утверждении документации об аукционе.
По позиции "Щебень из горных пород для приготовления горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной (полимерасфальтобетонной) смеси, пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси, устройства основания из щебня и укрепления обочин по ГОСТ 8267-93" Технического задания, установлено, в том числе, следующее: "Потеря массы после испытания на замораживание-оттаивание*: не более 10 % по массе; потеря массы после насыщения в растворе сернокислого натрия-высушивание*: не более 10 % по массе".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по данной позиции Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанного товара и результатов испытаний.
Аналогичные неправомерные требования установлены по иным позициям Технического задания.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
При этом, Заказчик не обосновал и не представил доказательств того, что запрашиваемые им от участников закупки такие подробные сведения о применяемых материалах отвечают его потребностям и являются необходимыми для исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика в части ненадлежащего описания объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что указанные в настоящем решении нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В связи с чем, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в рассматриваемом случае.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части установления наименования показателя, не соответствующего ГОСТу 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия".
2. Признать Муниципальное казенное учреждение "Дирекция городских дорог" нарушившим п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Исп.: В.В. Иванов тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 мая 2017 г. N РЗ-158/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2017