Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 мая 2017 г. N РЗ-129/17
Резолютивная часть решения оглашена "14" мая 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" мая 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
администрации Токаревского района Тамбовской области - <_> (до перерыва),
в отсутствие представителей ООО "Скорость" и ООО "Профит-плюс",
рассмотрев жалобы ООО "Скорость" и ООО "Профит-плюс" (далее также Заявители) на действия администрации Токаревского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству подъезда к д. Величкино, Токаревский район Тамбовской области (извещение N 0164300039817000006) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Токаревского района Тамбовской области опубликовала на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству подъезда к д. Величкино, Токаревский район Тамбовской области (извещение N 0164300039817000006) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 233 560 руб.
ООО "Скорость" и ООО "Профит-плюс", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобой в антимонопольный орган.
В качестве доводов ООО "Скорость" указало, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457.
Кроме того, ООО "Скорость" и ООО "Профит-плюс" в своих жалобах указывают, что по позициям NN 1, 2, 4, 9,10,11 Характеристик товаров (материалов), используемых при строительстве подъезда к д. Величкино, Токаревский район Тамбовской области (далее - Техническое задание), Заказчиком установлены требования к показателям материалов (товаров), которые могут быть получены только в результате их испытания, а потому участник закупки не имеет возможности представить их на момент подачи заявки.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, а также представили письменные возражения по существу доводов Заявителей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителей, возражения Заказчика, установила следующее.
1. В части довода ООО "Скорость" о неустановлении в извещении о проведении Аукциона запрета, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 N 1457, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года запрещено организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее - Перечень)
В указанный Перечень включены, в том числе, работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, могло быть установлено как на основании части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, так и пункта 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.
Учитывая, что объектом закупки являлось выполнение работ, то заказчик обязан установить запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением N 1457.
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) установлены в разделе N 5 документации об аукционе. Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, указан в п.24 информационного паспорта аукциона".
В разделе 5 "Требования к участникам аукциона" документации об Аукционе, Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Исходя из приведенных положений извещения и документации Аукциона, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
Довод ООО "Скорость" признается необоснованным.
2. Согласно п. 1) п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По позиции 1 "Краска масляная МА-15 сурик железный или мумия" Технического задания установлено следующее: "Краска масляная МА-15 сурик железный или мумия. Массовая доля пленкообразующего вещества: не менее 27 %. Степень перетира: не более 80 мкм. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре [202] °С: не менее 0,5 ч. Массовая доля летучего вещества: не более 14,5 %. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (ВЗ-4) при температуре [20
0,5] °С: 80-160 с. Время высыхания до степени 3 при температуре [20
2] °С: не более 24 ч. Укрывистость невысушенной пленки краски: не более 95 г/м2. Твердость пленки по маятниковому прибору типа М3: не менее 0,12 условных единиц".
По позиции N4 "Горячая плотная: песчаная марки I, II или III, асфальтобетонная (полимерасфальтобетонная) смесь" Технического задания установлено, в том числе, следующее: "Содержание зерен минеральной части не более 10 мм: 100 % по массе. Содержание зерен минеральной части мельче 5 мм: от 70 до 100 % по массе. Содержание зерен минеральной части мельче 0,63 мм: от 30 до 60 % по массе".
По позиции 11 "Стойка железобетонная СВ 95-1 или 95-2" Технического задания установлено следующее: "Бетон стойки должен отвечать следующим требованиям: класс: не ниже В25; допускается применять следующие марки цемента: ЦЕМ I, ЦЕМ II или ЦЕМ III, в.т.ч. быстротвердеющие; марка применяемого цемента по прочности должна быть: не менее 42.5 Н (Б). Арматура стойки должна отвечать следующим требованиям: класс расход и диаметр стали: А-I (расход 1,9 кг) d=10 мм и Ат-VI или Ат- IV (расход 23,5 кг) d=10 мм или Ат-IV или А-IV (расход 23,5 кг) d=10 мм. Арматура Ат-VI или Ат-IV или А- IV или А- VI и А-I должна отвечать следующим требованиям: временное сопротивление разрыву не менее 373 Н/мм2; предел текучести: не менее 235 Н/мм2; относительное удлинение: не менее 6 %; арматура должна быть из стали марки: 80 с, 22С, 25Г2С, 28С, 10Г2С, 08Г2С, 20ГС, 80С, 20ГС2, 25С2Р, 23Х2Г2Т или 20Х2Г2Ц и Ст3кп, Ст3пс или Ст3сп".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по данным и иным спорным позициям Технического задания Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанного товара и результатов испытаний.
Указанные требования могли привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
При этом, Заказчик не обосновал и не представил доказательств того, что запрашиваемые им от участников закупки такие подробные сведения о применяемых материалах отвечают его потребностям и являются необходимыми для исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика в части ненадлежащего описания объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы ООО "Скорость" и ООО "Профит-плюс" в указанной части признаются обоснованными.
Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что указанные в настоящем решении нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по спорным позициям возможно было указать диапазонные значения по ГОСТу соответствующих показателей и характеристик.
Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявители не доказали нарушение их законных прав и интересов, в том числе невозможность заполнения заявок без наличия материалов. Кроме того, у Заявителей отсутствуют действующее свидетельство СРО, требуемое Заказчиком для выполнения работ по контракту (пункт 24 Информационного паспорта аукциона документации Аукциона), что исключает их возможность претендовать на заключение контракта.
В связи с чем, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в рассматриваемом случае.
На заявленное ООО "Скорость" ходатайство не рассматривать как возражение и оправдание Заказчика против доводов жалобы факт поступивших и допущенных к участию в закупке заявок, а также ходатайство об исключении из доказательств возражений Заказчика в части неподачи Заявителем запроса о разъяснении положений документации, Комиссия Тамбовского УФАС России сообщает, что при рассмотрении жалобы таких возражений Заказчик не объявлял, а Комиссия Тамбовского УФАС России эти доводы не рассматривала.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части установления в документации об Аукционе показателей технологических процессов изготовления товаров (материалов) и результатов их испытания.
3. Признать администрацию Токаревского района Тамбовской области нарушившей п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Исп.: В.В. Иванов тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 мая 2017 г. N РЗ-129/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017