Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 мая 2017 г. N 05-02/138Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2017 года г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заявителя - ООО "СтройКом" (далее также - заявитель), представитель по доверенности Захарова О.А.;
от заказчика - Муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - Заказчик), представитель по доверенности Марьин В.В.,
от уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, представители по доверенности Беляева Н.М., Лукина Е.В., Юртайкина И.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройКом" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обследованию строительных конструкций многоквартирных жилых домов города Ярославля (извещение N 0371300027817000065) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106, частями 15, 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СтройКом" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обследованию строительных конструкций многоквартирных жилых домов города Ярославля (извещение N 0371300027817000065).
В жалобе Заявитель выражает несогласие с фактом произведения оценки конкурсных заявок в соответствии с критериями, отличными от тех, которые указаны в конкурсной документации (то есть фактически - несогласие с результатами оценки конкурсной комиссией уполномоченного органа заявки ООО "СтройКом" по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации").
В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 206 от 20 апреля 2017 года порядка оценки заявок, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 5 части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной, действия конкурсной комиссии уполномоченного органа незаконными, выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранение нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, 20 марта 2017 года в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0371300027817000065 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обследованию строительных конструкций многоквартирных жилых домов города Ярославля.
Исходя из пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в числе прочего критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, такие критерии, как цена контракта и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В пункте 19 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации" документации о проведении открытого конкурса заказчиком и уполномоченным органом были установлены следующие критерии:
Для оценки заявок Заказчиком устанавливаются следующие критерии оценки и их значимость:
Критерий 1: Цена контракта.
Значимость критерия: 60%
Коэффициент значимости критерия: КЗ = 0,6
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
При оценке заявок по критерию "Цена контракта" лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника закупки с наименьшей ценой контракта.
Рейтинг участника закупки по критерию оценки "Цена контракта" () определяется с учетом коэффициента значимости критерия:
Рцi = ЦБi х КЗ, где:
КЗ - коэффициент значимости критерия.
Критерий 2: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации.
Значимость критерия: 40%.
Коэффициент значимости критерия: КЗ = 0,4.
Рейтинг участника закупки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке участника закупки по указанному критерию.
В случае применения показателей критерия оценки рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию оценки "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации", определяется по формуле:
,
где:
- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Оценка заявок по данному критерию осуществляется с учетом следующих показателей:
N п/п |
Показатели критерия оценки "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" |
Значения показателей |
Значение в баллах |
1 |
"Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ". При оценке по данному показателю анализируется информация участника закупки о квалификации трудовых ресурсов, а именно, наличие ключевых специалистов имеющих стаж работы по специальности "Промышленное и гражданское строительство" или "Строительство" или "Архитектура", или "Городское строительство", или "Городское строительство и хозяйство" не менее 5 лет. Подтверждением квалификации трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, служат: - копии документов о высшем профессиональном образовании (дипломы) по специальности "Промышленное и гражданское строительство" или "Строительство" или "Архитектура", или "Городское строительство", или "Городское строительство и хозяйство"; - копии трудовых книжек специалистов или выписки (копии таких выписок) из трудовых книжек специалистов и (или) копии трудовых договоров (договоров); - гражданско - правовые договоры и (или) копии гражданско - правовых договоров, заключенных со специалистами, а так же копии трудовых книжек специалистов или выписки (копии таких выписок) из трудовых книжек специалистов, с которыми заключены гражданско - правовые договоры. Предложение участника конкурса, в котором отсутствует информация о квалификации трудовых ресурсов (ключевых специалистов) - не оценивается. Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов (ключевых специалистов), не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. |
Предложение участника закупки, в котором представлена информация о квалификации трудовых ресурсов (ключевых специалистов) от 1 до 9 специалистов (включительно) |
20 |
Предложение участника закупки, в котором представлена информация о квалификации трудовых ресурсов (ключевых специалистов) от 10 до 19 специалистов (включительно) |
40 |
||
Предложение участника закупки, в котором представлена информация о квалификации трудовых ресурсов (ключевых специалистов) от 20 и более специалистов |
60 |
||
2 |
По показателю "Обеспеченность участника закупки оборудованием и другими материальными ресурсами, принадлежащих участнику закупки на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения работ, связанных с предметом контракта" оценка осуществляется путем сопоставления оборудования и других материальных ресурсов, задействованных при выполнении работ, связанных с предметом контракта, в соответствии с Перечнем аппаратуры и приспособлений, входящий в нормативный комплект, утвержденный ВСН 57-88(р) (Приложение 1 к критериям оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядка оценки). По данному показателю оценивается предложение участника конкурса, в котором содержится полный комплект оборудования и других материальных ресурсов с объемом не меньшим объему, содержащемуся в Перечне аппаратуры и приспособлений (Приложение 1 к критериям оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядка оценки). В качестве подтверждения по данному показателю предоставляются копии документов содержащих сведения о количестве оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих участнику закупки на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения работ, связанных с предметом контракта. Предложение участника конкурса, в котором отсутствует хотя бы одно наименование оборудования, или предложение участника конкурса, содержащее количество оборудования и других материальных ресурсов объемом меньшим объему, содержащемуся в Перечне аппаратуры и приспособлений (Приложение 1 к критериям оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядка оценки) - не оценивается. Сведения о количестве оборудования и других материальных ресурсов, по которым не представлены копии документов подтверждающих право собственности или иное законное основание участника конкурса на оборудование и другие материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ, связанных с предметом контракта, не засчитываются при оценке. Документами, подтверждающими сведения о количестве оборудования и других материальных ресурсов принадлежащих участнику закупки на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения работ, могут быть также копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании. |
Предложение участника закупки, в котором представлена информация, подтверждаю-щая обеспеченность участника закупки оборудованием и другими материальными ресурсами |
15 |
|
|
||
3 |
"Деловая репутация участника закупки". В рамках данного показателя оценивается информация о наличии у участника закупки положительных отзывов (благодарственных писем, грамот от органов местного самоуправления, органов государственной власти) заказчиков по исполнению контрактов (договоров) за последние три года до даты подачи заявок на участие в конкурсе на выполнение работ по обследованию строительных конструкций многоквартирных жилых домов. Документами, подтверждающими сведения о деловой репутации участника закупки могут быть: копии благодарственных писем, грамот. Предложение участника конкурса, которое не содержит документы по показателю "Деловая репутация участника закупки" - не оценивается. Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. |
Предложение участника закупки, в котором представлена информация, подтверждаю-щая наличие у участника закупки от 1 до 4 включительно положительных отзывов (благодарствен-ных писем, грамот) |
12 |
Предложение участника закупки, в котором представлена информация, подтверждающая наличие у участника закупки от 5 и более положительных отзывов (благодарственных писем, грамот) |
25 |
Для оценки заявок участников закупки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на коэффициент значимости критериев оценки и определяется по формуле:
R = (Rц х 0,60) + (Rс х 0,40),
где:
R - итоговый рейтинг заявки;
Rц - рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки "Цена контракта";
Rс - рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации".
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.
Победителем конкурса признается участник закупки, набравший наибольший итоговый рейтинг, заявке которого присвоен первый номер.
В случае если несколько заявок на участие в закупке набрали наибольший итоговый рейтинг, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 206 от 20 апреля 2017 года заявка участника закупки - ООО "СтройКом", рассматривалась конкурсной комиссией уполномоченного органа и представленные в ней документы были оценены членами данной комиссии.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Из изложенного выше следует, что Комиссия не имеет права (по причине отсутствия полномочий) делать каких-либо выводов в отношении правомерности/неправомерности оценки заявок, поданных на участие в открытом конкурсе, по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации", указанному в пункте 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о том, что в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 206 от 20 апреля 2017 года отсутствует порядок оценки заявок, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 5 части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должен содержаться, в том числе, порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 206 от 20 апреля 2017 года (далее - Протокол) представляет собой документ на 10 листах, содержащий в числе прочего указание на то, что оценка заявок на участие в конкурсе проводится конкурсной комиссией в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Постановление N 1085) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки (пункт 2 Протокола).
В пункте 2 Протокола приведен порядок оценки заявок, поданных на участие в открытом конкурсе, выраженный следующим образом: изначального конкурсной комиссией уполномоченного органа цитируются положения конкурсной документации в части порядка оценки заявок по каждому критерию, далее после каждого критерия приведен порядок оценки заявок применительно к заявке каждого участника закупки, включающий в себя указание на расчет и рейтинг присвоенный заявкам участников закупки по такому критерию.
Также в данном пункте Протокола приведена сводная таблица, отражающая информацию о наименовании участника закупки, членах комиссии, критериях оценки конкурсных заявок (цена контракта (баллы) и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации (баллы), об итоговом рейтинге и присвоенных порядковых номерах.
Кроме того, частью 13 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить в письменной форме или в форме электронного документа участнику конкурса соответствующие разъяснения.
В рамках заседания Комиссии представители уполномоченного органа отметили, что участник закупки - ООО "СтройКом", воспользовавшись указанным выше правом 24 апреля 2017 года направил в адрес заказчика и уполномоченного органа посредством электронной почты запрос на разъяснение протокола N 206 от 20.04.2016 (письмо от 24.04.2017 исх. N 350), в ответ на который 26 апреля 2017 года (в установленный законодательством о контрактной системе срок - в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса) конкурсная комиссия уполномоченного органа направила ООО "СтройКом" соответствующие разъяснения.
Таким образом, Комиссия, не усматривает в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, по оформлению протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе нарушений законодательства о контрактной системе, довод заявителя об обратном не соответствует действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройКом" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обследованию строительных конструкций многоквартирных жилых домов города Ярославля (извещение N 0371300027817000065) необоснованной.
2. Довод жалобы ООО "СтройКом" на результаты оценки конкурсной комиссией уполномоченного органа заявки ООО "СтройКом", поданной на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обследованию строительных конструкций многоквартирных жилых домов города Ярославля (извещение N 0371300027817000065), не относится к компетенции территориального органа Федеральной антимонопольной службы (Ярославского УФАС России). Результаты оценки заявок на участие в данном открытом конкурсе по критерию оценки заявок на участие в открытом конкурсе, указанному в пункте 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, можно обжаловать только в судебном порядке.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии
Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 мая 2017 г. N 05-02/138Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017