Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 мая 2017 г. N 05-02/136Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - НАО "Расчетно-кассовый центр" (далее - заявитель) - генеральный директор Ломоносова О.С., представитель по доверенности Фролов К.Е.,
от заказчика - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области (далее - заказчик) - представитель по доверенности Козлова Е.М.,
рассмотрев жалобу НАО "Расчетно-кассовый центр" на действия заказчика - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по комплексному оказанию услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступления средств на счет или специальный счет, указанные в адресной базе (извещение N 2071500000117000008) (далее - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба НАО "Расчетно-кассовый центр" на действия заказчика - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по комплексному оказанию услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступления средств на счет или специальный счет, указанные в адресной базе (извещение N 2071500000117000008) (далее - жалоба).
Доводы жалобы сводятся к следующему:
1. Заказчиком в конкурсной документации установлен в качестве одного из показателей нестоимостного критерия оценки заявок показатель "Наличие базы данных созданной, обрабатываемой и используемой на законных основаниях, содержащей сведения о собственниках жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области, указанных в пункте 3 документации (Место доставки товара, место выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора), формирующих фонды капитального ремонта на счете или специальных счетах Регионального оператора", при этом в нарушение, по мнению заявителя, требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчик не раскрыл и не обосновал, к какому из нестоимостных критериев, перечисленных в пункте 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, относится названный показатель нестоимостного критерия оценки;
2. Заявитель считает, что заказчиком необъективным образом установлено соотношение между различными показателями нестоимостного критерия, что не обеспечивает, как полагает заявитель, соблюдение принципа обеспечения конкуренции: заявитель полагает, что включение показателя критерия "Наличие базы данных созданной, обрабатываемой и используемой на законных основаниях, содержащей сведения о собственниках жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области_" в размере 70 % от нестоимостного критерия в целом приводит к ограничению конкуренции;
3. По мнению заявителя, установление вышеназванного показателя нестоимостного критерия оценки заявок также необоснованно и в силу того, что из проекта договора следует тот факт, что база данных собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области, как считает заявитель, уже имеется у заказчика и передается исполнителю при заключении договора.
На основании вышеизложенного НАО "Расчетно-кассовый центр" полагает, что установленные заказчиком критерии оценки заявок противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу доводов жалобы. Просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 10.04.2017 размещено извещение N 2071500000117000008 о проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по комплексному оказанию услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступления средств на счет или специальный счет, указанные в адресной базе, вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект договора.
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 968 345,60 руб. (сорок миллионов девятьсот шестьдесят восемь тысяч триста сорок пять рублей шестьдесят копеек).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме")" закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В отношении первого и второго доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
Пунктом 11 Правил установлено, что значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
При этом предельные величины значимости критериев оценки в соответствии с Правилами устанавливаются только для стоимостных (минимальная значимость стоимостных критериев оценки) и нестоимостных (максимальная значимость нестоимостных критериев оценки) критериев оценки заявок в целом. Следовательно, законодательство о контрактной системе как не обязывает, так и не ограничивает заказчиков в определении показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки заявок, кроме того, не содержит запрета по своему усмотрению распределять значимость таких показателей среди всех нестоимостных критериев.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является право заключения агентского договора по комплексному оказанию услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступления средств на счет или специальный счет, указанные в адресной базе.
Пунктом 24 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
1. Стоимостные критерии: цена договора - 40 %;
2. Нестоимостные критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60 %:
2.1. Показатель "Наличие базы данных созданной, обрабатываемой и используемой на законных основаниях, содержащей сведения о собственниках жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области, указанных в пункте 3 документации (Место доставки товара, место выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора), формирующих фонды капитального ремонта на счете или специальных счетах Регионального оператора". Коэффициент значимости критерия - 70;
2.2. Показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ". Коэффициент значимости показателя - 15;
2.3. Показатель "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Коэффициент значимости показателя - 15.
Из анализа положений конкурсной документации следует, что заказчиком предусмотрено три показателя, раскрывающих содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе "Наличие базы данных созданной, обрабатываемой и используемой на законных основаниях, содержащей сведения о собственниках жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области, указанных в пункте 3 документации (Место доставки товара, место выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора), формирующих фонды капитального ремонта на счете или специальных счетах Регионального оператора", который, как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, в свою очередь, относится к тем материальным ресурсам, которые имеются у участника закупки (потенциального исполнителя) и наличие которых у последнего требуется заказчику в рамках проводимой закупки.
Как также пояснил представитель заказчика в ходе заседания Комиссии, коэффициенты значимости нестоимостных критериев были установлены таким образом, поскольку в рамках рассматриваемого открытого конкурса проводится закупка комплексного оказания услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственниками помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственниками помещений многоквартирных домов, взысканию задолженности по оплате взносов на капительный ремонт общего имущества многоквартирных домов, формирующих фонд капительного ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление информации (в бумажном и электронном виде) в порядке, предусмотренном договором с целью поступления средств на счет регионального оператора или специальный счет, указанный в адресной базе, следовательно, в данном случае объем имеющейся у потенциального исполнителя базы данных имеет приоритетное значение для заказчика.
Фактически база данных представляет собой информационный ресурс. При этом к информационным ресурсам относятся средства материального выражения какой-либо информации, по своей сути это специальные базы данных на различных физических и электронных носителях, в которых содержится информация. Следовательно, информационные ресурсы могут относиться к материальным ресурсам (это также следует из положений пункта 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), что в рассматриваемом случае и имеет место быть.
Таким образом, довод заявителя относительно того, что показатель нестоимостного критерия "Наличие базы данных_" установлен заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку такого показателя не предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не находит своего подтверждения, так как:
- во-первых, часть 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, а не показателей, раскрывающих содержание данных критериев. В свою очередь количество и наименование таких показателей отдается законодателем на усмотрение заказчика;
- во-вторых, показатель нестоимостного критерия "Наличие базы данных_", как это и предусмотрено пунктом 10 Правил, учитывает особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки и, несомненно, свидетельствует об определенном уровне квалификации участников закупки.
Довод заявителя о том, что заказчиком необъективным образом установлено соотношение между показателями нестоимостного критерия используемого заказчиком, Комиссия также считает несостоятельным, поскольку законодательством о контрактной системе не установлены и требования к заказчикам по ограничению количества и значимости показателей, включенных последними в состав нестоимостного критерия оценки заявок участников закупки (при условии, если в сумме значимость таких критериев не превышает значимость самого критерия).
В отношении третьего довода жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 "Предмет договора" проекта договора принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство осуществлять комплексное оказание услуг принципалу по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление принципалу в бумажном и электронном виде информации, в порядке, предусмотренном настоящим договором с целью поступления средств на счет принципала или специальный счет, указанные в адресной базе (Приложение 1), а принципал обязуется оплатить агенту оказанные им услуги.
Пунктом 2.1.1 раздела 2 "Обязанности сторон" проекта договора определено, что агент обязуется оказывать услуги по формированию, актуализации и ведению базы данных собственников помещений многоквартирных домов на основе предоставленной принципалом адресной базы (Приложение 1).
Принципал обязуется предоставить агенту адресную базу (Приложение 1) для формирования, актуализации и ведения базы данных собственников помещений многоквартирного дома, в течение пяти рабочих дней со дня подписания договора. Уведомлять агента об изменениях адресной базы не позднее трех рабочих дней со дня произошедших изменений (пункт 2.2.1 раздела 2 "Обязанности сторон" проекта договора).
Как пояснил в ходе заседания Комиссии представитель заказчика, адресная база включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области и включенных в Региональную программу капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов Ярославской области на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1779-п "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы", в разрезе домов, собственники помещений в которых формируют фонд капительного ремонта на счете регионального оператора и (или) специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.
Из анализа вышеназванных положений проекта договора следует, что на основании адресной базы, которую принципал (то есть заказчик) обязуется передать в рамках исполнения настоящего договора агенту, последним должна быть создана база данных собственников помещений многоквартирных домов.
Иными словами, "адресная база" и "база данных" в данном случае не тождественны, и, следовательно, довод заявителя о том, что из проекта договора следует, что база данных собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ярославской области, уже имеется у заказчика и передается исполнителю при заключении контракта, не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения Комиссией жалобы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу НАО "Расчетно-кассовый центр" на действия заказчика - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по комплексному оказанию услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступления средств на счет или специальный счет, указанные в адресной базе (извещение N 2071500000117000008) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Потемкина Т.В.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 мая 2017 г. N 05-02/136Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017