Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11 мая 2017 г. N ОП 07-06/2017-89
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствие:
представителей заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 10.05.2017 г.), <_> (доверенность от 10.05.2017 г.);
представителя Заявителя - ООО "Сантенорм" (далее - Завитель): <_> (доверенность N67 от 29.01.2017 г.);
представителя участника закупки - Индивидуального предпринимателя <_>.: <_> (доверенность от 01.01.2017 г.)
рассмотрев жалобу ООО "Сантенорм" на действия Заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских" (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300062517000022, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
02.05.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Сантенорм". Заявитель обжалует положения документации об Аукционе в части установления преимущества в размере 15 процентов участникам, чьи заявки содержат предложения в отношении товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155). По мнению Заявителя, объект закупки - перчатки медицинские, не относится к перечню товаров, определенному Приказом N155, в том числе к коду ОКПД2 32.50.50.000 - "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", установленному Заказчиком в документации об Аукционе, так как медицинские перчатки имеют код ОКПД2 22.10.60.110 - "перчатки резиновые". Совокупность указанных условий, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, пояснили, что в документации об Аукционе установлено преимущество в отношении страны происхождения товара и код ОКДП2 - 32.50.50.000 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" в соответствии с Приказом N 155. Код также соответствует приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 г. N4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", в котором указано, что перчатки медицинские входят в перечень вспомогательных и общебольничных медицинских изделий.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
25.04.2017 г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 99385,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 05.05.2017 г. для участия в Аукционе было подано 8 заявок. Заявки участников закупки, подавших заявки с порядковыми номерами 2, 4, 5, 6, 9 признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе, участники закупки, подавшие заявки с порядковыми номерами 3, 8, 7 допущены к участию в Аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. Рассмотрев доводы жалобы Заявителя Комиссия Удмуртского УФАС России считает их необоснованными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств и содержит перечень товаров, на которые распространяются условия допуска.
Согласно пункту 3 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа N155 в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта (пункт 7 Приказа N155).
Согласно пункту 8 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N155, не применяется в том числе, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 Приказа N155.
В извещении о проведении Аукциона Заказчик указал наименование объекта закупки - перчатки медицинские, установил код по ОКПД2 - 32.50.50.000.
В извещении и документации об Аукционе (пункт 4.4 Раздела I Информационной карты) Заказчик также установил преимущества в размере 15 процентов в отношении товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан в соответствии с Приказом N 155.
В перечень товаров, установленных Приказом N155 входят, в том числе, товары по коду ОКПД2 - 32.5 "инструменты и оборудование медицинские".
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 г. N4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" перчатки медицинские относятся к вспомогательным и общебольничным медицинским изделиям.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России соглашается с Заказчиком в части отнесения товара - перчаток медицинских к медицинским изделиям.
При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что выбор и установление Заказчиком кода товара при закупке перчаток медицинских по ОКПД2 - 32.50.50.000 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", а также преимущества в размере 15 процентов от предложенной цены в отношении товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан в порядке Приказа N155, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также не ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России Заявитель подтвердил, что является участником Аукциона, при этом в поданной заявке на участие в Аукционе содержится предложение в отношении товаров происходящих из иностранных государств, при этом преимущества, установленные Заказчиком в документации об Аукционе в порядке Приказа N155, не ограничили участника Закупки в возможности подать заявку и стать участником закупки.
2. При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчик установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
2.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно соответствовать требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона и должно носить объективный характер:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В Разделе II "Описание объекта закупки. Спецификация" документации об Аукционе (далее - Спецификация) содержатся показатели и значения показателей товара, требуемого к поставке.
По позициям 1, 2, 3 Спецификации указаны следующие показатели товара:
1. Перчатка 1: длина 240+/-5 мм, размер XS;
2. Перчатка 2: длина 240+/-5 мм, размер S;
3. Перчатка 3: длина 240+/-5 мм, размер М.
ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора (с Изменениями N 1, 2)" определяет следующие размеры и допустимые отклонения в отношении медицинских перчаток (таблица 2):
|
|
|
|
|
Код размера |
Ширина , (рисунок 1), мм |
Наглядный размер |
Ширина по наглядному размеру,мм |
Длина 1, мм не менее |
6 и менее |
82 |
Сверхмалые (X-S)
|
80 |
220 |
6 1/2 |
83_5 |
Маленькие (S) |
80_10 |
220 |
7 |
89_5 |
Средние (М) |
95_10 |
230 |
7 1/2 |
95_5 |
|
|
230 |
Из вышеизложенного следует, что в Спецификации Заказчиком установлены показатели товара относительно длины перчаток, не соответствующие стандартным показателям, указанным в ГОСТ Р 52239-2004, что не позволяет соотнести длину перчаток, соответствующих размеров XS, S, M, установленных в Спецификации, с размером перчаток, изготовленных в соответствии техническим стандартом. В документации об Аукционе также отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, не предусмотренных указанным ГОСТом.
На основании вышеизложенного Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание закупки в документации об Аукционе не соответствует требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по ее заполнению.
Требования к первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар регламентируются, в том числе, подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно заявка должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 14 Раздела I "Информационная карта" документации об Аукционе Заказчик разместил инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция).
В Инструкции Заказчик указал следующее требование к заполнению заявки: "по конкретным показателям, по которым установлено значение показателя "соответствие", следует указать "соответствие" или иным образом указать конкретный показатель, позволяющий однозначно его как соответствующий показателю, установленному документацией об Аукционе".
Указанные положения Инструкции по заполнению первой части заявки не позволяют определить участникам закупки:
1) в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявок, что может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сантенорм" на действия Заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских" (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300062517000022), необоснованной.
2. Признать Заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских" (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300062517000022) нарушившим пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику БУЗ УР "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица БУЗ УР "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_> |
____________ <_>
<_>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11 мая 2017 г. N ОП 07-06/2017-89
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2017