Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 мая 2017 г. N 670-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области -
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Вега", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
- слушателя
рассмотрев жалобу ООО "Вега" (115114, г. Москва, пер. Кожевнический 2-й, д. 1-1) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" (620144, Свердловская обл, Екатеринбург г, ул. Большакова, 105), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при проведении открытого конкурса на внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области (извещение N 0162200011817000430), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Вега" (вх. N 01-7573 от 02.05.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при проведении открытого конкурса на внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области (извещение N 0162200011817000430), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что положения конкурсной документации нарушают положения Закона о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Заказчик, в том числе в представленном письменном возражении на жалобу, не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении открытого конкурса заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, просит признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
12 апреля 2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса на внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области (извещение N 0162200011817000430).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 298 719 900 ,00 рублей.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками от 03.05.2017 для закупки N0162200011817000430на участие в открытом конкурсе было подано 2 заявки.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 г. N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, объектом закупки является внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области. Коды ОКПД 2:
- 26.30.23.000 "Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)";
- 33.20.39.000 "Услуги по монтажу прочего оборудования специального назначения";
- 82.20.10.000 "Услуги центров обработки телефонных вызовов".
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что объект закупки предусматривает помимо оказания услуг центров обработки телефонных вызовов, поставку товаров, оказание услуг по ремонту и монтажу оборудования, включенных в Перечень и относимых к кодам 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150), 33 "Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования", закупка которых, осуществляется путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5статьи 24, часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п. 8.1 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе):
1) копия лицензии, выданной ФСБ России на виды деятельности, предусмотренные пунктами 2, 3, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 27 перечня оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 313 от 16.04.2012 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление) лицензированию подлежат, в том числе следующие виды деятельности:
- Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
- Передача шифровальных (криптографических) средств.
- Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
- Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
Лицензирование деятельности осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Пунктом 1.7.4 Технического задания закупочной документации установлены требования к составу и порядку выполнения мероприятий по монтажу и пуско-наладке оборудования и ПО Системы-112, в том числе в составе мероприятий по пуско-наладке на узлах ЭОС в рамках Технического задания должно быть выполнено Исполнителем внедрение унифицированного специального программного обеспечения Системы-112 (далее - УСПО-112). Доступ к экземпляру УСПО-112 должен быть предоставлен Исполнителю Заказчиком. Работы по установке и настройке УСПО-112 включают:
установку и настройку УСПО-112 на объектах ЭОС. Работы по установке и настройке УСПО-112 должны включать в себя возможности программного обеспечения осуществлять получение данных и сведений от внешних подсистем - "ЭРА-ГЛОНАСС", получение сведений о местонахождении абонента;
настройку оборудования ЦОВ, направленную на обеспечение возможности интеграции Системы-112 (раздел. 4 настоящегно Технического задания);
проверку работоспособности оборудования и программного обеспечения;
проведение учебного инструктажа по правилам пользования КСА и установленным УСПО-112 согласно Требованиям к организации и проведению инструктажа персонала ЦОВ Системы-112.
разработку и согласование с Заказчиком Программы предварительных испытаний и Программы и методики комплексных испытаний;
провести сдачу Системы-112 на основании согласованной Заказчиком программы предварительных испытаний и программы и методики испытаний;
на основании успешно проведенных испытаний осуществить сдачу сегмента Системы-112 в опытную эксплуатацию.
Пунктом 1.11.5 Технического задания установлено, что исполнитель в рамках подготовки Системы-112 к Государственным испытаниям должен предоставить Заказчику следующий перечень документации:
согласованный актуальный технический проект на создание Системы-112 в субьекте РФ;
программу и методику комплексных приемочных (Государственных) испытаний;
исполнительную документацию на объекты Системы-112;
программу проведения инструктажа персонала Системы-112.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что техническое задание конкурсной документации включает в себя работы, в части разработки исполнительной документации и внесения изменений в технический проект в соответствии с п. 1.7.4, 1.11.5 Технического задания закупочной документации. При этом указанные работы, в том числе относятся к разработке защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения. Доказательств обратного представлено не было.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системеописание объекта закупки должно носить объективный характер, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 4.5.1 Технического задания закупочной документации, в том числе установлено, что исполнитель осуществляет установку и настройку компонент подсистемы информационной безопасности на КСА, предоставляемыми Заказчиком в соответствии с требованиями Раздела 11 настоящего Технического задания.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в составе конкурсной документациина внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области (извещение N 0162200011817000430) отсутствует Раздел 11 Технического задания.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
02.05.2017 года в единой информационной системе опубликовано разъяснение положений конкурсной документации, в которых указано, что техническое задание однозначно и исчерпывающе описывает требования к установке и настройке подсистемы информационной безопасности. Отсутствует необходимость в разделе 11 технического задания. Отсутствует необходимость вносить изменения в конкурсную документацию.
При этом на заседание Комиссии заявителем жалобы не представлено доказательств, что отсутствие Раздела 11 Технического задания в составе конкурсной документации ущемляет права и законные интересыООО "Вега" как участника закупки и приводит к невозможности формирования предложения и подачи заявкина участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п.4.6.4 "Технические требования КСА Тип 4"Технического задания конкурсной документации установлены требования по сертификации к аппаратно-программному модулю доверенной загрузки:
- должен иметь возможность использования на компьютерах, на которых предусмотрено штатное использование криптографических средств, имеющих класс КС1 или КС2
- должен быть сертифицирован по требованиям ФСБ на соответствие аппаратно-программным комплексам доверенной загрузки ЭВМ до класса 1Б включительно
- должен иметь возможность применения для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2010 года N1632 МЧС России уполномочено координировать работы по формированию, развитию и эксплуатации системы-112, а Минкомсвязь России организует взаимодействие с Системой 112 сетей связи общего пользования, а также ведомственных информационных систем МВД России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России и Минрегиона России, включая информационные системы противопожарной службы (ДДС 01), службы общественной безопасности (ДДС 02), службы скорой медицинской помощи (ДДС 03), в том числе единую государственную службу крови, газовую службу (ДДС 04), службу "антитеррор" и другие службы, призванные обеспечить скоординированные действия в случае чрезвычайных ситуаций.
При этом требование к аппаратно-программному модулю доверенной загрузки - "наличие возможности для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну" - обусловлено принципиальной необходимостью защищенного информационного взаимодействия, с рядом служб, информационные системы которых могут содержать сведения и информацию, составляющие государственную тайну.Кроме тогосистема обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, являющаяся объектом закупки не содержит сведений и информации, составляющих государственную тайну; состав работ, указанных в техническом задании, также не предусматривает выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В связи с чем, требований, о предоставлении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, к участнику закупки конкурсная документация не предъявляет.
Таким образом, Комиссией в действиях заказчиканарушений в части не установления в конкурсной документации требований к участникам закупки, о предоставлении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, положений Закона о контрактной системе не выявлено.
В соответствии с п. 4.6.4 "Технические требования КСА Тип 4" Технического задания конкурсной документации установлены, в том числе следующие требования к Программно-аппаратному комплексу Система обнаружения вторжений:
- габаритные размеры 432х43,6х375 (ШxВxГ);
- формфактор - 1U-19" rack;
- процессор: не хуже IntelCore i5-750;
- оперативная память: не менее 8 ГБ;
- объем памяти жесткого диска: не менее 250 ГБ;
- наличие внешних интерфейсов: VGA, PS/2 Клавиатура, PS/2 Мышь, 1 COM-порт RS-232, не менее 4-х портов USB 2.0, не менее 4-х портов 10/100/1000 Мбит RJ 45;
- вес: не более 9,5 кг;
- мощность блока питания: не более 250 Вт;
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявителем в жалобе документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о несоответствии описания объекта закупки требованиям законодательства о контрактной системе представлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Вега"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссиивыявлено нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, принявшего решение о способе определения поставщика(извещение N 0162200011817000430) с нарушением требований, установленных законодательством о контрактной системе на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, с объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2017 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 мая 2017 г. N 670-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017