Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 апреля 2017 г. N 402-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" -
- уполномоченного органа в лице Администрации Березовского городского округа -
- в отсутствие заявителя в лице ИП Черняк Георгий Евгеньевич, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич (658370, Алтайский край, Шипуновский район, с. Белоглазово, ул. Школьная, 55-2) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" (623700, Свердловская обл., г. Березовский, ул. Строителей, 7), уполномоченного органа в лице Администрации Березовского городского округа (623701, Свердловская обл., г. Березовский, ул. Театральная, 9), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт тепловой магистрали Ду 300 мм на участке от ТК М1-К до ТК М1-2 (камера опуска), п.Монетный, пер.Школьный, 2 (извещение N 0162300002717000104), Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Черняк Георгий Евгеньевич (вх. N 01-5225 от 30.03.2017) о нарушении заказчиком нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа", уполномоченного органа в лице Администрации Березовского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт тепловой магистрали Ду 300 мм на участке от ТК М1-К до ТК М1-2 (камера опуска), п.Монетный, пер.Школьный, 2 (извещение N 0162300002717000104) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ИП Черняк Георгий Евгеньевич указал, что положения документации в части описания объекта закупки нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
22 марта 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300002717000104 и аукционная документация на ремонт тепловой магистрали Ду 300 мм на участке от ТК М1-К до ТК М1-2 (камера опуска), п.Монетный, пер.Школьный, 2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 884 863,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 11 Раздел 1. "Общие сведения об аукционе" аукционной документации определен объект закупки, а именно: ремонт тепловой магистрали Ду 300 мм на участке от ТК М1-К до ТК М1-2 (камера опуска), п.Монетный, пер.Школьный, 2. В Раздел 2 "Требования, установленные заказчиком к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам. Техническое задание" заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ.
Комиссия Свердловского УФАС России установила, что в соответствии с Техническим заданием (Раздел 2 аукционной документации), заказчик установил показатели товара в соответствии с ГОСТ, ТУ.
Так, в перечне основных используемых материалов при выполнении работ используется "Бетон для неподвижных опор" ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010. Бетон должен быть тяжелый, класс прочности должен быть не более В15, марка бетона по морозостойкости должна быть от F50 до F150 включительно, марка по водонепроницаемости должна быть от W4 до W6 включительно, должен иметь марку удобоукладываемости от П1 до П3 включительно с осадкой конуса менее 200 мм, водоотделение бетона должно быть не более 0,8 % "в диапазоне", в качестве заполнителя должен применяться песок плотностью менее 3500 кг/м3. Допустимое содержание вредных примесей, а именно угля, в заполнителях должно быть менее 2% "в диапазоне" массы. При этом ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.). Аукционная документация не содержит указаний о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам. Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что содержательная часть ГОСТ 26633-2012 и ГОСТ 26633-2015 полностью совпадает. Использование заказчиком недействующих государственных стандартов при составлении аукционной документации нарушает пп. 1-2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком при описании характеристики товара используется ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", согласно которому установлено требование: "_должен иметь марку удобоукладываемости от П1 до П3 включительно с осадкой конуса менее 200 мм_". При этом, согласно Таблица 2 - Марки по осадке конуса, содержащейся в ГОСТ 7473-2010, бетон с маркой удобоукладываемости П1 должен иметь осадку конуса "1-4 см", бетон с маркой удобоукладываемости П2 должен иметь осадку конуса "5-9 см", бетон с маркой удобоукладываемости П3 должен иметь осадку конуса "10-15 см".
Таблица 2. ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" - Марки по осадке конуса | |
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
Заказчиком установлено заведомо завышенное требование к показателю осадки конуса "менее 200 мм" (то есть менее 20 см"), что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, так как дает возможность в качестве конкретного показателя указать любое значение, которое будет соответствовать требованию документации, но будет противоречить ГОСТ 7473-2010. Таким образом, поскольку в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару по показателю "осадка конуса" "ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" с нарушением требований соответствующего ГОСТа, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком при описании характеристики товара используется ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные стен подвалов сплошные", согласно которому установлено требование: "марка блока ФБС24.4.6-Т или ФБС24.3.6-Т. Расход бетона не более 0,679 м3". При этом, согласно Таблица 2 - Марки и характеристики блоков из тяжелого бетона, содержащейся в ГОСТ 13579-78, расход бетона для блоков марки ФБС24.4.6-Т составляет 0,406 м3, для блоков марки ФБС24.3.6-Т составляет 0,543 м3.
Таблица 2. ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные стен подвалов сплошные" - Марки и характеристики блоков из тяжелого бетона | ||||||
Марка блока |
Класс бетона по прочности на сжатие |
Монтажная петля |
Расход материалов |
Масса блока (справочная),т |
||
Марка |
Количество |
Бетон, м3 |
Сталь, кг |
|||
ФБС24.3.6-Т ФБС24.4.6-Т |
|
П2а |
|
0,406 0,543 |
1,46 |
0,97 1,30 |
ФБС24.5.6-Т ФБС24.6.6-Т |
|
П3 |
|
0,679 0,815 |
2,36 |
1,63 1,96 |
Заказчиком установлено заведомо завышенное требование к показателю "расхода бетона" "не более 0,679 м3", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, так как дает возможность в качестве конкретного показателя указать любое значение, которое будет соответствовать требованию документации, но будет противоречить ГОСТ 13579-78. Таким образом, поскольку в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару по показателю "расход бетон" ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные стен подвалов сплошные" с нарушением требований соответствующего ГОСТа, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком при описании характеристики товара используется ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные", согласно которому установлено требование: "марка по подвижности не менее Пк1. Норма подвижности по погружению конуса должна быть от 8 до 14 см включительно " в диапазоне"". При этом, согласно Таблица 1 - Подразделение растворных смесей в зависимости от подвижности, содержащейся в ГОСТ 28013-98, растворы строительные с нормой подвижности по погружению конуса "от 8 до 14 см включительно" относятся к марке подвижности Пк2, Пк3 и Пк4.
ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" Таблица 1 - Подразделение растворных смесей в зависимости от подвижности
Марка по подвижности П |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю "марка по подвижности" "не менее Пк1", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, так как дает возможность в качестве конкретного показателя указать любое значение, которое будет соответствовать требованию документации, но будет противоречить ГОСТ 28013-98. Таким образом, поскольку в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару по показателю "марка по подвижности" ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" с нарушением требований соответствующего ГОСТа, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
31 марта 2017 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол N 0162300002717000104-1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 6 заявок от участников закупки. Участники закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 5,4, были допущены до участия в аукционе. Участники закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 1,3, отозвали свои заявки. Участники закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 2,6, были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. Среди причин отклонения заявок участников с порядковыми номерами 2,6 не было позиций, обжалуемых заявителем.
На основании вышеизложенного Комиссия Свердловского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации Березовского городского округа нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за составление аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162300002717000104, объяснением по факту выявленного нарушения 27 июня 2017 г. в 12-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 апреля 2017 г. N 402-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017