Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 апреля 2017 г. N 572-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АТЛАНТ" (426200, Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Им. Н.Б. Скворцова, д. 35) о нарушении заказчиком в лице Органа местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" (623300, Свердловская обл, Красноуфимск г, ул. Советская, 25), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на приобретение жилого дома, надворных построек и занимаемого ими земельного участка (ул.Энгельса 8-2) (извещение N 0162300022317000013), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "АТЛАНТ" (вх. N 01-6749 от 19.04.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Органа местного самоуправления, уполномоченным в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на приобретение жилого дома, надворных построек и занимаемого ими земельного участка (ул.Энгельса 8-2) (извещение N 0162300022317000013) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что положения закупочной документации нарушают Закон о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.04.2017 года на официальном сайте в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении запроса предложенийN 0162300022317000013на приобретение жилого дома, надворных построек и занимаемого ими земельного участка (ул.Энгельса 8-2).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 259 000 ,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии представители заказчика что 21 февраля 2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300022317000008 и аукционная документация на приобретение жилого дома, надворных построек и занимаемого ими земельного участка (ул.Энгельса 8-2).
01.03.2017 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
Согласно протоколу от 01.03.2017 до окончания срока подачи заявок - 03.10.2016 09:00 на участие в закупке не подано ни одной заявки, в связи с этим электронный аукцион N 0162300022317000008 на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе был признан не состоявшимся.
В соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе установлены случаи признания электронного аукциона несостоявшимся, при наступлении которых заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участиев таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, извещение о проведении запроса предложений N 0162300022317000013 опубликовано на основании ч. 4 ст. 71, п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе по итогам признания электронного аукциона на выполнение работ на приобретение жилого дома, надворных построек и занимаемого ими земельного участка (ул.Энгельса 8-2) (извещение N 0162300022317000008) не состоявшимся, так как на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, объект закупки не изменен, ввиду чего доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В соответствии с ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию, указанную в части 4 настоящей статьи (п. 1), наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в томчисле обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 2).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерациио техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно положениям Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Устанавливая в извещении о проведении запроса предложений конкретный адрес, а именно: адрес дома заказчик тем самым сужает круг участников закупки, что в нарушение п. 2 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе делает невозможным участие в закупках иных лиц - собственников дом, земельных участков и с подходящими техническими характеристиками, установленными техническим заданием.
На основании вышеизложенного доводы заявителя, указывающие на то, что участниками такой закупки могут быть, лишь собственники конкретногожилого дома по адресу ул.Энгельса 8-2, являются обоснованными.
Пунктом 7 части 6 ст. 83 Закона о контрактной системе установлено, что документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчикомв документации о проведении Запроса предложений установлены критерии, предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с документацией о Запросе предложений установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" - значимость критерия: 70%, "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки " - значимость критерия: 30%.
Количество баллов, присуждаемых i-ой заявке или i-ому окончательному предложению по критерию оценки "качественные, функциональные характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, присуждаемых i-ой заявке или i-ому окончательному предложению по указанному ниже в таблице показателю критерия оценки "качественные, функциональные характеристики объекта закупки":
N |
Показатель критерия оценки "качественные, функциональные характеристики объекта закупки" |
Максимальное значение показателя в баллах |
1. |
Год постройки |
50 |
1.1. |
2012 |
25 |
1.1. |
2013 и позднее |
50 |
2. |
Общая площадь жилого помещения |
50 |
2.1 |
80 м2 |
25 |
2.2. |
Более 80 м2 |
50 |
Вместе с тем, приложением N1 к документации о проведении запроса предложений заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара и иные показатели:
1) Обособленная часть жилого дома площадью 27,4 кв.м должна находиться по адресу: Свердловская область, город Красноуфимск, улица Энгельса, дом 8, N 2.
2) Баня площадью 12 кв.м должна находиться по адресу: Свердловская область, город Красноуфимск, улица Энгельса, дом 8, N 2.
3) Обособленная часть жилого дома должна быть расположена на земельном участке площадью 371 кв.м. При наличии земельного участка в собственности иметь документы Свидетельство о государственной регистрации права.
4) Зеленые насаждения должны быть расположены на земельном участке по адресу: Свердловская область, город Красноуфимск, улица Энгельса, дом 8, N 2.
5) Отсутствие долгов за электроэнергию и другие платежи.
6) На момент совершения сделки купли-продажи в квартире никто не должен быть зарегистрирован.
7) Обособленная часть жилого дома должна быть никому не продана, не заложена, в споре, под арестом и запретом не состоять и свободна от любых прав третьих лиц. Лиц, предусмотренных п.1 ст.558 и п.4 ст.292 ГК РФ и сохраняющих право пользования и проживания в указанном жилом помещении не должно иметься.
Исходя из порядка оценки, установленного в документации о проведении запроса предложенийпоказатели "Год постройки", "Общая площадь жилого помещения" не раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", и не учитывает особенности оценки объекта закупки, что нарушает п. 10 Правил, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системедокументация о проведении запроса предложений не содержит критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Свердловское УФАС России при рассмотрении жалобы ООО "АТЛАНТ" по существу установило, что в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Установление в действиях заказчиков нарушений, связанных с нарушением порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не относится к полномочиям ФАС России. Таким образом, указанный довод Комиссией оставлен без рассмотрения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "АТЛАНТ" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Органа местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" выявлено нарушениеп. 2, 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Органа местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 апреля 2017 г. N 572-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017