Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 мая 2017 г. N 264-ж
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе (обращение ООО "Перспектива") и рассмотрения жалобы ООО "СПЕЦМОНТАЖ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции части (в осях 1-8, А-И) здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Еткульская начальная общеобразовательная школа" расположенного по адресу: 456560, Челябинская область, Еткульский район, с. Еткуль, ул. Пионерская, д. 40. (извещение N 0169300029117000007) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Еткульская начальная общеобразовательная школа", действующего на основании Распоряжения N 44к от 09.04.2007,
- представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Еткульская начальная общеобразовательная школа", действующего на основании доверенности от 02.05.2017,
- представителя ООО "СПЕЦМОНТАЖ", действующего на основании доверенности от 02.05.2017,
- члена аукционной комиссии, личность удостоверена на основании паспорта,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 03.05.2017 поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе (обращение ООО "Перспектива") при проведении электронного аукциона.
10.05.2017 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "СПЕЦМОНТАЖ" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона.
Согласно представленным документам 14.04.2017 Управление образования администрации Еткульского муниципального района объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Еткульская начальная общеобразовательная школа".
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 12 381 494, 84 рублей. Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.05.2017 в 10:00.
На момент проведения внеплановой проверки и рассмотрения жалобы ООО "СПЕЦМОНТАЖ" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что заявка участника закупки соответствует требованиям документации о закупке.
Заказчик против доводов жалобы возражал, представил письменные пояснения и указал, что заявка участника закупки отклонена правомерно ввиду отсутствия в ней конкретных показателей товара и страны происхождения товара.
Кроме того, по доводам обращения ООО "Перспектива" заказчик пояснил, что время окончания срока предоставления разъяснений указана с учетом срока направления запроса участникам закупки. Лицензия МЧС РФ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлена в соответствии с объектом закупки, так как в перечень работ входит установка пожарной сигнализации.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении и пункте 17 информационной карты документации о закупке указано, что окончание срока подачи заявок: 02.05.2017 в 10:00.
Таким образом, с учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе сроком окончания направления участником закупки запроса о разъяснении документации о закупке является 28.04.2017.
Таким образом, окончание двухдневного срока, предусмотренного для предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, приходится на 30.03.2017 (воскресенье) и 01.05.2017 (понедельник, праздничный день), то есть сроком окончания предоставления ответа является первый рабочий день - 02.05.2017 (вторник), тогда как из пункта 25 информационной карты документации о закупке следует, что дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений участнику закупки - 28.04.2017.
Таким образом, дата окончания срока предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, указанная в документации о закупке, не соответствует пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В пунктах 7,9,10 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику закупки, а также в требованиях к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен предоставить лицензию МЧС РФ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием разрешенного вида деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее -Постановление) установлен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", равно как и Постановлением предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
При этом, наличие у лица свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе по организации строительства (пункт 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), не дает ему право организовывать работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащих лицензированию, равно как и не снимает с него обязанность по получению лицензии для выполнения указанных работ.
Таким образом, наличие указанной лицензии у участника закупки обусловлено необходимостью выполнения работ в соответствии со сметой 02-01-04 "Пожарная сигнализация", размещенных в составе документации о закупке, что соответствует пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "СПЕЦМОНТАЖ" антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 05.05.2017 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковые номера заявки N 4) признана не соответствующей требованиям документации об аукционе в нарушение пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 8 документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) (в соответствии с приложением N 2 к документации об электронном аукционе "Техническое задание").
Таким образом, из требований к составу и содержанию первой части заявки следует, что участник закупки должен предоставить как конкретные показатели используемого товара, так и наименование страны их происхождения.
В документации о закупке содержится Приложение N 2, в котором указаны требования к основным материалам и оборудованию:
- прибор приемно-контрольный: габаритные размеры не более 156х107х35 мм, вес прибора не более 0.3 кг;
- ВРУ типа 21ЛЭН-50-205: номинальные токи первичных обмоток трансформаторов тока не менее - 30;
- ЩРн-36з-1 (ЩО1): количество рядов не менее 3, степень защиты не менее IP31, количество модулей не менее 36, ширина щита - 320, глубина - 130, высота - 550;
- светильники люминесцентные с опаловым рассеивателем потолочные с ЭМПРА: коэффициент мощности (PFC) > 0,85.
Как установлено на заседании Комиссии в первой части заявки ООО "СПЕЦМОНТАЖ" ряд показателей не конкретизирован участником закупки, а указан диапазоном значений, что не соответствует пункту 8 информационной карты документации о закупке.
Кроме того, по показателям ширина щита - 320, глубина - 130, высота - 550 (ЩРн-36з-1 (ЩО1)) и коэффициенту мощности (PFC) > 0,85 (светильник) участником закупки указаны конкретные показатели (ширина щита - 320, глубина - 130, высота - 550,
коэффициент мощности (PFC) 0,85), не соответствующие требованиям документации о закупке.
Так, согласно пункту 8 информационной карты указано следующее:
- в случае если заказчиком установлен знак "<" - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше и не равно значению, установленного заказчиком;
- в случае если заказчиком установлен знак ">" - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше и не равно значению, установленного заказчиком.
Вместе с тем, участник закупки по спорным показателям указал конкретное значение материалов, равное пограничному (предельному) значению данных показателей, что противоречит требованиям документации о закупке.
Кроме того, в составе первой части заявки заявителя не указано наименование страны происхождения товара по всем позициям предложенных материалов, что также противоречит пункту 8 информационной карты документации о закупке, подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе заявителя, не представившего в составе заявки конкретные показатели материалов, а также страну происхождения всех материалов, является правомерным в соответствии с частью 1, пунктами 1,2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать доводы жалобы ООО "СПЕЦМОНТАЖ" на действия аукционной комиссии необоснованными.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 мая 2017 г. N 264-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017