Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 мая 2017 г. N 258-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Абсолютные системы", в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 93 от 26.12.2016;
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 92 от 26.12.2016;
- представителя ООО "Абсолютные системы", действующего на основании доверенности от 28.04.2017;
- представителя ООО "Абсолютные системы", действующего на основании доверенности от 15.05.2017;
- представителя ООО "Абсолютные системы", действующего на основании Решения N 1 от 01.12.2016;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Абсолютные системы" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область" (0369100028417000039) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.03.2017 Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 643 180 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.04.2017 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Абсолютные системы" контракт не заключен.
В жалобе ООО "Абсолютные системы" указано, что аукционная комиссия незаконно отклонила заявку заявителя, так как обществом представлены контракты, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, из которых можно сделать вывод об объемах и видах работ, цене и сроках выполнения работ, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились и на заседании Комиссии пояснили, что произвели в полном объеме оценку заявки общества с точки зрения документов, представленных в составе заявки заявителя.
При этом, отсутствие в полном объеме контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, противоречит как требованиям документации о закупке, так и Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению N 99.
В Приложении N 1 к Постановлению N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановлением, необходимо только в том случае, если это прямо следует из положений документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.5, подпунктом 8 пункта 13.1 документации об аукционе установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 99.
При этом, как следует из буквального толкования положений Постановления и требований к составу второй части заявки документации об аукционе в составе второй части заявки должна быть представлена копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), то есть договор (контракт) в полном объеме со всеми приложениями, которые являются его неотъемлемой частью независимо от того, определяют ли указанные приложения существенные условия контракта (договора) либо условия исполнения контракт, которые не определены сторонами как существенные.
Указанные выводы также подтверждаются частью 1 статьи 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, то есть договор представляет собой согласование всех условий контракта, порождающих права и обязанности для сторон.
Кроме того, аукционная комиссия при рассмотрении и оценке заявок не обладает полномочиями по определению юридического факта действительности представленного договора, "заключенности" договора, определения существенных условий договора, что обязывает участников закупки представлять договоры, подтверждающие опыт выполнения работ, в полном объеме.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона N 32/2-ЭА от 26.04.2017 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковый номер заявки 6) признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в виду непредставления в составе второй части заявки копий документов, подтверждающих опыт выполнения работ в полном объеме, что не соответствует документации о закупке и Приложению N1 к Постановлению N 99.
В составе второй части заявки ООО "Абсолютные системы" представлены следующие документы:
- государственный контракт N0079 от 25.04.2016 на выполнение работ по капитальному ремонту помещения для размещения мировых судей города Магнитогорска (далее - контракт N 1).
- договор субподряда N СД74-31-07/16 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" (далее - контракт N 2).
Как следует из пункта 2.4 контракта N 1 неотъемлемой частью контракта, которой стороны руководствуются при исполнении условий контракта, являются Приложение N 1 - локальная смета, Приложение N 2 - техническое задание, Приложение N 3 - график выполнения работ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 контракта N 2 неотъемлемой частью контракта являются Приложения N 1-8.
Таким образом, стороны по всем договорам, представленным в составе заявки, согласовали, что все приложения к контрактам являются его неотъемлемой частью и рассматриваются как единое целое.
Вместе с тем, в составе заявки общества не представлено Приложение N 1 контракта N 1 (локальная смета) и Приложения N 2-8 контракта N 2 (акт приема-передачи строительной площадки, ведомость объемов и стоимости работ, гарантийный паспорт, акт приема-передачи рабочей документации, форма отчета по освоению инноваций, перечень внештатных ситуаций, перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о непредставлении договора в полном объеме в нарушение подпункта 4 пункта 2.5, подпункта 8 пункта 13.1 документации об аукционе, Приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
С учетом изложенного, признание заявки ООО "Абсолютные системы", не соответствующей требованиям документации об аукционе, является обоснованным ввиду непредоставления участниками закупки договоров в полном объеме, что не позволяет сделать вывод о наличии опыта выполнения работ, соответствующего как требованиям документации об аукционе, так и требованиям Приложения N 1 к Постановлению N 99 и свидетельствует о законности действий аукционной комиссии в соответствии с частью 1, пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, что позволит участнику закупки сформировать свое предложение на участие в закупке.
При этом, инструкция по заполнению заявки должна согласовываться с требованиями к составу первой и второй части заявки, что позволит аукционной комиссии рассмотреть заявки участников закупки на соответствие единым и непротиворечивым требованиям документации об аукционе.
Как следует из пункта 2.6 документации о закупке (инструкция по заполнению заявки) все документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов, подтверждающие наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных, содержащиеся в составе заявки на участие в аукционе, должны быть предоставлены в полном объеме и со всеми относящимися к ним неотъемлемыми приложениями (за исключением проектной документации). Несоблюдение данного правила, в том числе, предоставление выписок/выкопировок из указанных документов, законодательством о контрактной системе и условиями документации об аукционе не предусмотрено и будет расцениваться членами аукционной комиссии как не предоставление обозначенных документов.
Вместе с тем, проектная документация, как составляющая часть договора на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, также является неотъемлемой частью такого контракта по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 указанной статьи договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
С учетом изложенного, определение предмета контракта, то есть объема и содержания работ, которые должны быть указаны в технической и сметной документации, является императивным и безотлагательным требованием, как в силу положений законодательства о контрактной системе, так и гражданского законодательства.
Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе капитального ремонта (строительства, реконструкции) архитектурных, технических и технологических решений, должна быть разработана проектная документация.
С учетом изложенного, проектная документация определяет объемы, содержание и порядок выполнения работ, то есть существенные условия исполнения контракта, в связи с чем, безосновательными являются положения инструкции по заполнению второй части заявки об отсутствии необходимости предоставления в составе заявки проектной документации, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Приложению N 1 к Постановлению N 99.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Абсолютные системы" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 мая 2017 г. N 258-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017