Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Орлова <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: "Капитальный ремонт зеленых насаждений" (извещение N 0118300003717000118) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Инструкция по заполнению заявки содержит противоречивую информацию. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, используемым при оказании услуг, требования к химическому составу, а также требования, противоречащие ГОСТ. Кроме того, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение (в локальном ресурсном сметном расчете указаны колья деревянные посадочные 2200х60 мм, при этом, в п.7 описания объекта закупки установлено требование к габаритным размерам кольев более 2100*50 мм).
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт зеленых насаждений" (извещение N 0118300003717000118).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 200 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель указывает, что положение инструкции по заполнению заявки "В случае, если не следует, что знак "/" разделяет различные показатели, не являющиеся взаимоисключающими, знак "/" должен читаться как "или", в противном случае показатели разделенные знаком "/" конкретизации не подлежат" не позволяет корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Данное положение инструкции по заполнению заявки не противоречит Закону о контрактной системе.
В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
- п.5 "Сосна черная (крымская)": Крона деревьев: должна быть симметричная, имеющая характерные сортовые признаки, должны быть хвоя гладкая, жесткая, острая темно-зеленого цвета, Высота растения: 1,6-1,8 м, Ширина кроны: не более 1,2 и не менее 0,8 м.
В соответствии с ГОСТ 25769-83 по качественным показателям саженцы первой, второй и третьей групп делят на два товарных сорта: 1 и 2-й и должны соответствовать требованиям, указанным в табл.1-3. Саженцы 1-го сорта не должны иметь повреждений и отклонений. Во 2-м сорте допускаются саженцы с изреженной или асимметричной кроной, с искривлением ствола не более 5 см от вертикальной оси.
Заказчиком по п.5 "Сосна черная (крымская)" не установлено требований к сорту, цвету. При этом, установлены требования, которые определяются по результатам проведенных испытаний.
Кроме того, в ГОСТ 25769-83 предусмотрен показатель "диаметр кроны", значения которого становится известным при испытании определенной партии товара, показатель "ширина кроны", установленный заказчиком в аукционной документации, отсутствует.
Аналогичные требования установлены заказчиком по п.4, п.6 описания объекта закупки.
- п.1 "Земля растительная": Подвижный калий (K2О) не менее 320 не более 325 мг/кг, Подвижный фосфор: 388 мг/кг.
В своих пояснениях заказчик указывает, что при описании объекта закупки использовался ГОСТ Р 53381-2009 "Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия".
Согласно ГОСТ Р 53381-2009 Качество питательных грунтов должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
|
|
Наименование показателя |
Значение |
Массовая доля сухого вещества, %, не менее |
25 |
Содержание балластных инородных механических включений, %, не более: |
|
- включения камней и других посторонних предметов |
|
более 0,5 см |
Не допускается |
менее 0,5 см |
5 |
Содержание органического вещества, % к сухой массе* |
- |
Реакция среды, рН-рН* |
- |
Емкость катионного обмена, мг-экв/100 г, не менее |
15 |
Общее содержание солей по удельной электропроводимости, мСм/см, не более |
3,0 |
Содержание элементов питания, мг/кг*: |
|
- азот (NO3+NH4) |
- |
- фосфор (Р2О5) |
- |
- калий (К2О) |
- |
* Значения показателя устанавливает изготовитель и указывает в сопроводительных документах. |
Таким образом, значение показателей калия и фосфора устанавливает изготовитель и указывает в сопроводительных документах.
- п. 8 "Семена газонных трав (смесь)": Состав: фестулолиум, овсяница луговая, овсяница тростниковая, тимофеевка, райграс пастбищный, райграс однолетний, Влажность, не более 15%, Всхожесть, не менее 70%.
В соответствии с ГОСТ Р 52325-2005 сортовые и посевные качества семян кормовых и медоносных трав должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 8.
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура |
Категория семян |
Чистота семян, %, не менее |
Содержание семян |
Всхо-жесть, %, не менее |
Влаж-ность, %, не более |
||
|
|
|
других видов трав, %, не более |
сорняков, %, не более |
в т.ч. наиболее вредных, шт./кг |
|
|
Многолетние злаковые кормовые травы | |||||||
Бекмания обыкновенная |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
80 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
Бескильница расставленная |
ОС-PC* |
90 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
Двукисточник тростниковый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
75 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
0,6 |
320 |
65 |
15 |
Ежа сборная |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
75 |
15 |
|
PC |
90 |
0,5 |
0,8 |
300 |
70 |
15 |
Житняк гребневидный, сибирский, узкоколосый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
|
PC |
95 |
0,5 |
1,0 |
300 |
80 |
15 |
Кострец безостый, прямой |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
80 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
1,5 |
320 |
75 |
15 |
Лисохвост вздутый, луговой |
ОС, ЭС |
85 |
0,5 |
0,5 |
200 |
75 |
15 |
|
PC |
80 |
0,5 |
1,0 |
300 |
70 |
15 |
Лисохвост тростниковый |
ОС-PC |
85 |
0,5 |
1,0 |
300 |
60 |
15 |
Ломкоколосник ситниковый |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,4 |
240 |
75 |
15 |
|
PC |
85 |
0,5 |
0,8 |
320 |
65 |
15 |
Мятлик луговой |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,8 |
400 |
70 |
15 |
|
PC |
85 |
0,6 |
1,5 |
600 |
60 |
15 |
Мятлик луговой тетраплоидный |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,6 |
300 |
75 |
15 |
|
PC |
87 |
1,0 |
0,8 |
500 |
65 |
15 |
Мятлик болотный, обыкновенный |
ОС-PC |
85 |
0,6 |
1,5 |
400 |
50 |
15 |
Овсяница бороздчатая, овечья |
ОС-PC |
90 |
0,5 |
1,0 |
300 |
50 |
15 |
Овсяница красная |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,5 |
200 |
75 |
15 |
|
PC |
85 |
0,5 |
1,0 |
300 |
65 |
15 |
Овсяница луговая |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
300 |
80 |
15 |
Овсяница тростниковая |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
80 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
300 |
70 |
15 |
Полевица гигантская |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,4 |
400 |
80 |
15 |
|
PC |
85 |
0,5 |
0,8 |
600 |
75 |
15 |
Полевица побегоносная |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,4 |
400 |
80 |
15 |
|
PC |
85 |
0,8 |
0,8 |
600 |
75 |
15 |
Пырей бескорневищный |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
Пырей ползучий, сизый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
Пырейник волокнистый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,3 |
200 |
80 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
0,6 |
300 |
75 |
15 |
Пырейник сибирский, даурский |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
80 |
15 |
|
PC |
85 |
0,5 |
0,8 |
320 |
70 |
15 |
Райграс высокий |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
80 |
15 |
|
PC |
95 |
0,5 |
0,8 |
320 |
75 |
15 |
Райграс многоукосный |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
85 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
320 |
80 |
15 |
Райграс пастбищный, в т.ч. тетраплоидный |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
240 |
80 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
400 |
75 |
15 |
Регнерия |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
|
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
Рожь многолетняя |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
50 |
85 |
15 |
|
PC |
95 |
0,5 |
0,8 |
100 |
80 |
15 |
Тимофеевка луговая |
ОС, ЭС |
92 |
0,5 |
0,2 |
400 |
80 |
15 |
|
PC |
90 |
0,5 |
0,6 |
600 |
75 |
15 |
Фестулолиум |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
240 |
80 |
15 |
|
PC |
92 |
0,8 |
0,8 |
400 |
75 |
15 |
В соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 52325-2005 посевные качества семян определяют:
- чистоту и отход семян - по ГОСТ 12037 и ГОСТ 30025 (для эфиромасличных культур);
- всхожесть - по ГОСТ 12038;
- жизнеспособность - по ГОСТ 12039;
- влажность - по ГОСТ 12041;
Заказчиком установлены требования к всхожести семян, противоречащие ГОСТ. Кроме того, данный показатель определяется по результатам испытаний определенной партии товара.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, такие как химический состав и подобные, определяемые по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Орлов <_> в своей жалобе указывает, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение (в локальном ресурсном сметном расчете указаны колья деревянные посадочные 2200х60 мм, при этом, в п.7 описания объекта закупки установлено требование к габаритным размерам кольев более 2100*50 мм).
Сведения, содержащиеся в локальном сметном расчете, использовались заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта и не являются описанием объекта закупки.
Участники закупки при заполнении первой части заявки должны руководствоваться разделом "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ", в котором установлены требования к товарам (материалам).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Орлова <_> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик, уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017