Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 мая 2017 г. N 132-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Егоровой С.Ю. (доверенность от 09.01.2017 N10); в отсутствие представителей ООО "Тифлотек" (адрес: 111020, г.Москва, пер.Княжекозловский, 6) (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Тифлотек" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и членов комиссии (далее - Заказчик; Учреждение) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку электронного ручного видеоувеличителя для обеспечения им инвалида в 2017 году (номер извещения: 0225100000117000057), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.05.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку электронного ручного видеоувеличителя для обеспечения им инвалида в 2017 году (номер извещения: 0225100000117000057) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- Заказчик незаконно установил требование к видеоувеличителю о наличии функции режима записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения (длительность каждого звукового комментария - не менее 30 сек.), т. к. данная функция запатентована в качестве полезной модели;
-необъективно установлено требование о рассматривании объектов с расстояния от 0 см до бесконечности;
- незаконно установлено требование о наличии сумки с ремнем, т. к. данный аксессуар не является ни функциональной, ни технической, ни качественной, ни эксплуатационной характеристикой ЭРВУ.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и документации об аукционе, включая проверку обоснованности их положений, а также рассмотрение первых частей аукционных заявок участников закупки.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика, и оценив их доводы, Комиссия установила следующее.
1) 18.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик в ч.4 Технического задания Аукционной документации установил следующие требования к электронному ручному видеоувеличителю:
Наименование товара |
Описание функциональных и технических характеристик |
Электронный ручной видео-увеличитель |
Электронный ручной видео-увеличитель со встроенным дисплеем (ЭРВУ) предназначен для чтения плоскопечатного текста и рассматривания удаленных объектов лицами с остротой зрения 0,03 - 0,1. Прибор должен иметь следующие технические характеристики и режимы: Рассматривание объектов с расстояния от 0 см до бесконечности. Наличие встроенного цветного высококонтрастного дисплея с размером по диагонали не менее 4,3 дюйма. Регулировка увеличения изображения в пределах от 6 до 14 крат. В высококонтрастных режимах ЭРВУ должен обеспечивать комфортное чтение черно-белых и цветных текстов, в том числе и с глянцевых поверхностей, при скорости передвижения прибора до 5 мм/сек. Режим фиксации изображения на дисплее. Режим записи изображения в память на флэш-карту. Режим просмотра изображений, записанных на флэш-карте. Режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения. Длительность каждого звукового комментария - не менее 30 сек. Включение, выключение, а также переключение режимов работы должно подтверждаться звуковыми сигналами. Регулировка яркости изображения и громкости звуковых сигналов. Все органы управления ЭРВУ должны по цвету и тактильным обозначениям отличаться друг от друга. Питание от сети переменного тока при помощи сетевого адаптера, от встроенного аккумулятора или батареи. Время непрерывной работы от встроенного аккумулятора или батареи - не менее 2-х часов. Наличие светодиодного индикатора разряда батареи. Наличие разъемов: для подключения сетевого адаптера, выход на наушники и внешнюю акустическую систему, слот для флэш-карты. Габаритные размеры не более 160 х 80 х 40 (мм). Вес (без сетевого адаптера) не более 250 граммов. Комплект поставки: - электронный ручной видео-увеличитель со встроенным дисплеем; - плоскопечатное (крупным шрифтом) и звуковое (на флэш-карте) руководства по эксплуатации; - флэш-карта не менее 2 Gb; - головной телефон; - сетевой адаптер; - сумка с ремнем для переноски; - упаковочная коробка. На каждый товар должны быть нанесены товарный знак, установленный для предприятия-изготовителя, и маркировка, не нарушающая покрытие и товарный вид изделия. При этом изделие должно быть уложено в индивидуальную упаковку, предохраняющую его от повреждений при транспортировке и хранении. Гарантийный срок эксплуатации должен быть не менее 24 месяцев. Кол-во - 1 шт. |
Комиссия, проанализировав установленные Заказчиком в аукционной документации требования к закупаемому товару, приходит к выводу о том, что требование о наличии функции режима записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения (длительность каждого звукового комментария - не менее 30 сек.) не ограничивает количество участников закупки, поскольку имеется возможность поставки товаров, производимых как минимум двумя хозяйствующими субъектами: модель "Визор - 1", производителя ООО "Круст", страна происхождения Россия и "ОПТИМУС", производителя ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ", страна происхождения Россия.
На заседании Комиссии Заказчик представил документальное подтверждение этому, а именно: заявки участников закупки, из которых следует, что они могут и готовы осуществить поставку видеоувеличителя, который оснащен указанной функцией и который производится вышеназванными хозяйствующими субъектами.
Одновременно следует отметить, что Заявителем не было представлено каких-либо подтверждений своих доводов.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии сумки для переноски обусловлено потребностью заказчика, поскольку закупаемое средство реабилитации является мобильным, инвалид должен иметь возможность взять его с собой, не опасаясь испачкать, уронить, поцарапать и т.д.
Комиссия, соглашаясь с данным доводом Заказчика, отмечает, что требование о наличии сумки для переноски, вопреки мнению Заявителя, влияет на эксплуатационные характеристики товара.
Кроме того, аукционная документация не содержит требования о том, что сумка должна быть произведена именно производителем товара, в связи с чем поставщик не лишен возможности самостоятельно доукомплектовать товар указанной сумкой.
При этом, Комиссией было установлено, что Заказчиком установленное в аукционной документации требование к видеоувеличителю о рассматривании им объектов с расстояния от 0 см до бесконечности является необъективным, поскольку понятие "до бесконечности" не измеряемо и не может быть однозначно истолковано всеми участникам закупки в контексте требования к конкретной функции товара. Данное требование в рассматриваемом случае лишено физического смысла.
Кроме того, согласно инструкциям видеоувеличителей "Визор - 1" и "ОПТИМУС" данная функция имеет предельное значение до 10 м.
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
1) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Заказчик в соответствии с пунктом 1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установил в пункте 3.2.2 аукционной документации требование к содержанию первой части аукционной заявки, в которой должно быть указано: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Комиссия Управления считает решение аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки под NN1,2,3, ошибочным, поскольку данные заявки не соответствуют требованиям аукционной документации ввиду следующего.
Заявка N1
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Рассматривание объектов с расстояния от 0 см до бесконечности |
Предложена модель "Визор - 1", производителя ООО "Круст" рассматривание объектов с расстояния от 0 см до бесконечности |
Недостоверные сведения о товаре, т. к. согласно инструкции предложенного участником закупки видеоувеличителя "Визор-1" производителя ООО "Круст" рассматривание объектов осуществляется с расстояния от 0 см до 10-м |
ЗаявкаN2
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Рассматривание объектов с расстояния от 0 см до бесконечности |
Предложен "ОПТИМУС" производителя ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ"
рассматривание объектов с расстояния от 0 см до бесконечности |
Недостоверные сведения о товаре, т. к. согласно инструкции предложенного участником закупки видеоувеличителя модель "ОПТИМУС", производителя ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" рассматривание объектов осуществляется с расстояния от 0 см до 10-м |
Заявка N3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Питание от сети переменного тока при помощи сетевого адаптера, от встроенного аккумулятора или батареи.
Время непрерывной работы от встроенного аккумулятора или батареи - до 2 часов |
Питание от сети переменного тока при помощи сетевого адаптера, от встроенного аккумулятора или батареи.
Время непрерывной работы от встроенного аккумулятора или батареи - до 2 часов
|
Не указан конкретный показатель питания переменного тока
|
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Однако, аукционная комиссия в нарушение ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе протоколом от 05.05.2017 приняла решение о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки под NN1,2,3.
2) В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Однако Заказчик не установил в пункте 3.8 части III "Информационная карта" аукционной документации требование о декларировании участниками закупки в своих вторых частях аукционных заявках соответствия пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком и его аукционной комиссией нарушения являются существенными, влекут неправильное определение победителя закупки, то Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тифлотек" на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и членов комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку электронного ручного видеоувеличителя для обеспечения им инвалида в 2017 году (номер извещения: 0225100000117000057) частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку электронного ручного видеоувеличителя для обеспечения им инвалида в 2017 году (номер извещения: 0225100000117000057).
3. Признать аукционную комиссию государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ нарушившей часть 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку электронного ручного видеоувеличителя для обеспечения им инвалида в 2017 году (номер извещения: 0225100000117000057).
4. Выдать государственному заказчику Государственному учреждению - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и членам комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку электронного ручного видеоувеличителя для обеспечения им инвалида в 2017 году (номер извещения: 0225100000117000057).
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 мая 2017 г. N 132-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017