Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 мая 2017 г. N 131-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Регион-Строй" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства Алюниной В.С. (доверенность от 09.11.2016 N162-юк), рассмотрев жалобу ООО "Регион-Строй" (адрес:197374, г.Санкт-Петербург, ул.Савушкина, д.83, корп.3) на действия государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Сулак на км 4444+550 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, Республика Дагестан (номер извещения:0318100043417000069), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.05.2017 поступила жалоба ООО "Регион-Строй" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Сулак на км 4444+550 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, Республика Дагестан (номер извещения:0318100043417000069) (далее - открытый конкурс), в которой сообщалось, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе неверно выбрал способ определения поставщика.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия, изучив документы, составленные и полученные в ходе проведения открытого конкурса, установила, что 21.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса и документация о нем.
Начальная (максимальная) цена контракта - 347 728 260 руб.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении открытого конкурса и документации о нем, включая обоснованность их положений.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
С учетом изложенного, в случае, если объект закупки относится к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, то заказчик, обязан осуществить закупку путем конкурса с ограниченным участием, в соответствии с Постановлением за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В пункте 2 Постановления указано, что случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлены в Приложении N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
В пункте 5 Приложения N 2 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, закупку которых необходимо осуществлять конкурсом с ограниченным участием и устанавливать дополнительные требования, в том числе при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, при наличии одновременно двух условий, заказчик не вправе осуществить закупку путем проведения открытого конкурса, а именно:
- объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
При этом, искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из извещения и конкурсной документации предметом закупки является капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Сулак на км 4444+550 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, Республика Дагестан, с начальной (максимальной) ценой контракта - 347 728 260 рублей.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно выбран в качестве способа определения поставщика открытый конкурс.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение влияет на субъектный состав закупки и как следствие на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Регион-Строй" (адрес:197374, г.Санкт-Петербург, ул.Савушкина, д.83, корп.3) на действия государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Сулак на км 4444+550 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, Республика Дагестан (номер извещения:0318100043417000069) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства нарушившим части 2 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Сулак на км 4444+550 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, Республика Дагестан (номер извещения:0318100043417000069).
3. Выдать государственному заказчику Федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Сулак на км 4444+550 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, Республика Дагестан (номер извещения:0318100043417000069).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 мая 2017 г. N 131-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017