Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 мая 2017 г. N 04-01/181-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Члены Комиссии:
<_>,
в присутствии представителей:
- <_> - представитель Уполномоченного органа по доверенности N 155 от 11.08.2016;
- <_> - представитель Заказчика по доверенности N 07 от 09.01.2017;
- <_> - представитель Заказчика по доверенности N 23 от 09.01.2017.
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (г. Омск) на действия Заказчика - МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" (ИНН: 8901015840) при осуществлении закупки на Устройство въездной площадки отдыха "Салехард" (извещение N 0190300002117000116http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
1. Заявитель ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", указывает, что в нарушение ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе положения аукционной документации - приложение "Спецификация", размещено в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
Относительно довода Заявителя о размещении документации в формате не позволяющем произвести поиск и копирование фрагментов текста.
Статьей 4 Закона о контрактной системе определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья 7 Закона о контрактной системе регулирует принципы открытости и прозрачности.
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в Интернете информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. При этом должны быть учтены особенности, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Из представленных возражений заказчика установлено.
Согласно п. 1.2 порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержденного приказом Федерального казначейства России от 30 декабря 2015 г. N 26 Н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xlx, xlsx, rar, zip.
Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ), информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из материалов дела, закупка N0190300002117000116 была размещена 19.04.2017 в 14:36, документация об аукционе была размещена в форматах *рdf*, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Спецификация не содержит каких-либо ограничений и не противоречит нормам настоящего законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в Интернете.
Заявителем не доказано, что данные положения аукционной документации могут повлечь действия, которые ограничат действия участников закупки при заполнении своих заявок, обоснованность своих доводов не представил, участия в закупке не принимал.
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" указывает, что в нарушении требований ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки.
Заказчик по данному доводу представил следующие пояснения.
В соответствии ч. 1 п. 1 ст. 31 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ): "При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки", а именно: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 6 п. 2 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ закрепляет, что: "Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона".
Согласно п. 1 ст. 55.8 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ): "Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам".
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ГрК РФ: "Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ: "Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться ТОЛЬКО индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами".
Пункт 13 ст.1 ГрК РФ закрепляет что: "строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)".
Из п.8.5.7 информационной карты следует: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям: наличие свидетельства саморегулируемой организации с допуском к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с приказом от 30.12.2009 г. N 624 министерства регионального развития Российской Федерации, раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту п. 5. Свайные работы. Закрепление грунтов, п. п. 5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах п. 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций п. п. 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций".
Условиями закупки не предусмотрено выполнение строительных работ, а следовательно свидетельство о допуске к работа по организации строительства не требуется.
Между тем Комиссия контрольного органа установила.
При осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 года. Регистрационный N 16902) (далее - Приказ).
Раздел III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 устанавливает Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития N 624, включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня). Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.
В Информационной карте документации об электронном аукционе отсутствует возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков) в соответствии с пунктом 33, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком.
Предметом данного контракта является Устройство въездной площадки отдыха "Салехард", данные виды работ подпадают под требования вышеуказанного Перечня.
Таким образом, участник закупки должен иметь необходимое свидетельство о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.
Таким образом, довод заявителя признается обоснованным.
Комиссия контрольного органа отмечает следующее.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заявители правом на получение разъяснений о положениях аукционной документации не воспользовались, запросов на разъяснения положений документации не направляли.
Кроме того, представителями Заказчика представлены выписки из Единого государственного реестра юридических лиц заявителей, из которых установлено, что основным видом деятельности заявителя ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (ОГРН: 1155543028585, ИНН/КПП: 550318540/550301001) является 69.10 Деятельность в области права, а также 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Таким образом, ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" не заинтересовано в деятельности строительства, принимать участие в закупках не намерено, действия общества осуществляются с целью срыва закупок.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, исходя из анализа представленных материалов установлено, что на заседание Комиссии Заявитель не явился, доказательств, обосновывающих доводы жалобы, Заявителем не представлены.
Заявитель не представил доказательств тому, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к ограничению количества участников аукциона.
Комиссия контрольного органа полагает, что выявленное в ходе рассмотрения жалоб нарушение не привело к необоснованному отклонению первых частей заявок и не повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия считает, что Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать ввиду нецелесообразности.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (г. Омск) на действия Заказчика - МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" (ИНН: 8901015840) при осуществлении закупки на Устройство въездной площадки отдыха "Салехард" (извещение N 0190300002117000116http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" (ИНН: 8901015840) нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание Заказчику - МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" (ИНН: 8901015840) об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика утвердившегося аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 мая 2017 г. N 04-01/181-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017