Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 мая 2017 г. N 914
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт начальника отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
| ||
- Горшкова А.Ю.
- Митрофанова Д.И. |
-
- |
представителя Администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области (доверенность б/н от 05.05.2017), представителя Администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области (доверенность N 1772 от 05.05.2017), |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Винокурова Алексея Алексеевича (далее также - ИП Винокуров А.А., заявитель) о нарушении Администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товара для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ИП Винокурова А.А. о нарушении заказчиком и уполномоченным органом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), номер извещения 0332300330417000014 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документаций названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ИП Винокурова А.А. на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются. Заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителей.
Представители Администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ИП Винокурова А.А. необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 25.04.2017 в Единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), номер извещения 0332300330417000014 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 161 390,00 рублей.
2) По смыслу пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно плану-графику объект закупки звучит как "приобретение жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций)", и соответствует потребностям заказчика, однако в документации об электронном аукционе, информационной карте и проекте контракта объект закупки звучит как "определение продавца жилого помещения на вторичном рынке на территории Арзамасского района Нижегородской области (поселка Ломовка, село Ломовка) для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также "покупка жилого помещения на вторичном рынке на территории Арзамасского района Нижегородской области (поселок Ломовка, село Ломовка) для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций)".
Следовательно, объект закупки в данной части носит необъективный характер.
В связи с этим жалоба ИП Винокурова А.А. признаётся обоснованной в рассматриваемой части.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к техническим и функциональным характеристикам жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) установлены в приложении N 1 к документации об электронном аукционе, так например:
Общая площадь приобретаемого жилого помещения |
от 30,0 до 45,0 кв.м. |
Тип заполнения оконных проёмов |
Окна должны быть пластиковыми, заполненными стеклопакетами, с фурнитурой. |
Описание объекта закупки изложенным образом не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, документация об электронном аукционе, разработанная и утверждённая подобным образом, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе не приводит к ограничению количества участников закупки. Доказательств обратного заявителем при рассмотрении жалобы не представлено
В связи с этим жалоба ИП Винокурова А.А. признаётся необоснованной в рассматриваемой части.
3) В подпункте 2 пункта 3 раздела VI информационной карты в требованиях к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлено требование о предоставлении выписки из единого государственного реестра недвижимости или/и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, что является нарушением заказчиком требований части 1 статьи 64 и частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку названная выписка не является документом в смысле понятий Закона о контрактной системе, подтверждающим соответствие приобретаемого недвижимого имущества требованиям, установленным действующим законодательством к такого вида товарам (данная выписка подтверждает наличие факта государственной регистрации прав на жилое помещение (квартиру) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), и участник закупки не должен иметь такую выписку на предлагаемое к приобретению названного товара на момент подачи заявок.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ИП Винокурова А.А. в рассматриваемой части.
4) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что 29.04.2017 на адрес электронной площадки ЭТП НЭП направлен запрос от ИП Винокурова А.А. о разъяснении положений документации об электронном аукционе.
02.05.2017 заказчик на официальном сайте разместил разъяснение аукционной документации, в соответствии с требованиями Законодательства о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ИП Винокурова А.А. в рассматриваемой части.
5) В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Однако, в Законе о контрактной системе отсутствует обязанность заказчиков указания данного срока в документации, а также требования к данному сроку.
Согласно пункту 9 раздела VI информационной карты дата окончания срока рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов электронного аукциона) 11, 12, 15 мая 2017 года, что не нарушает требования Законодательства о контрактной системе с учётом определённого в аукционной документации срока проведения аукциона (10.05.2017).
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ИП Винокурова А.А. в рассматриваемой части.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 и частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в целях продолжения осуществления закупки возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписания о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ИП Винокурова А.А. на действия Администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), номер извещения 0332300330417000014, обоснованной в части нарушения правил описания объекта закупки, а также установления неправомерного требования к составу вторых частей заявок.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 и частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты закупки.
4. Выдать оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание о прекращении приостановления определения подрядчика.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Л.О. Смирнова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 мая 2017 г. N 914
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017