Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 мая 2017 г. N 888
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
| ||
- Короткова А.А.
- Маширичевой С.Г.
- Фурды А.А. |
-
-
- |
представителя ООО "Нижавтодорстрой" (доверенность от 28.04.2017 N34), представителя ООО "Нижавтодорстрой" (доверенность от 25.03.2016 N25), представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород (доверенность от 09.01.2017 N3/7743), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижавтодорстрой" (далее - ООО "Нижавтодорстрой", заявитель) о нарушении аукционной комиссией Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Нижавтодорстрой" о нарушении аукционной комиссией требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 544+000 - км 560+000, Нижегородская область Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 564+000 - км 568+273, Нижегородская область, номер извещения 0348100006017000018 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "Нижавтодорстрой" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержали позицию и доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представитель ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО "Нижавтодорстрой" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 22.03.2017 в Единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 544+000 - км 560+000, Нижегородская область Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 564+000 - км 568+273, Нижегородская область, номер извещения 0348100006017000018 и документация об электронном аукционе.
03.04.2017 в Единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru размещены изменения в извещение об осуществлении данной закупки (номер извещения 0348100006017000018).
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства".
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 544+000 - км 560+000, Нижегородская область Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 564+000 - км 568+273, Нижегородская область.
Начальная (максимальная) цена контракта - 165 156 223,65 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в части 2 документации об электронном аукционе.
Требования к показателям товаров, используемых при исполнении Контракта, установлены в Приложении N1 к документации об электронном аукционе, а также абзацем три пункта 2.4.5 Технического задания (Приложение N6).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в документации установлены требования к характеристикам, в соответствии с которыми невозможно предоставить достоверные сведения, не имея в наличии закупленную партию продукции, не проведя лабораторные исследования и испытания.
Например, "Битум нефтяной дорожный: соответствие ГОСТ 22245-90, глубина проникновения иглы при нуле градусов Цельсия" нужно вычислять с помощью лабораторных исследований и испытаний, хотя Закон о контрактной системе не обязывает участников иметь в наличии товар на момент подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, на момент подачи заявки участник не может достоверно указать конкретные характеристики по названной позиции.
Кроме того, в описании объекта закупки используются показатели, несоответствующие значениям, установленным в ГОСТе 8267-93 (например: требуемые показатели по позиции "Щебень из природного камня для строительных работ": содержание зерен слабых пород в щебне не более 10% (в ГОСТе 8267-93 установлено: для щебня марки по дробимости 400 - содержание зерен слабых пород не более 15).
По позиции "Пиломатериалы хвойных пород: бруски и брусья обрезные": указана порода "сосна", что отличается от условий соответствующего ГОСТа.
При этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования таких показателей, доказательств в установлении таких требований заказчиком не представлено.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным, не позволяет определить соответствие предлагаемых к использованию товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также при приемке работ (без проведения дополнительно соответствующих испытаний).
3) 24.04.2017 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.04.2017 N1758541.
В соответствии с протоколом от 24.04.2017 N1758541 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (19.04.2017 09.00) поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера.
Согласно протоколу от 24.04.2017 N1758541 аукционная комиссия допустила к участию и признала участником электронного аукциона участника закупки, подавшего заявку под номером 1.
Участнику закупки, подавшему заявку под номером 2 (ООО "Нижавтодорстрой"), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
ООО "Нижавтодорстрой" отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и подпункта 1 пункта 3.5 аукционной документации, а именно:
- В соответствии с условиями документации об аукционе в электронной форме (раздел 5 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе"), в составе первой части заявки на участие в аукционе участником закупки должны быть представлены конкретные показатели в отношении всех установленных требований по каждому из товаров, установленных настоящей документацией.
Участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе в сведениях о конкретных показателях по позиции N10 "Пиломатериалы хвойных пород: бруски и брусья обрезные" представлена информация лишь в отношении одного из товаров пиломатериалов со следующими значениями показателей:
"Номинальная длина: 6,0 м;
Номинальная ширина: 100 мм;
Номинальная толщина: 50 мм;"
Согласно установленных требований по позиции N10 "Пиломатериалы хвойных пород: бруски и брусья обрезные", участником закупки должны быть представлены конкретные показатели в отношении брусков и брусьев III cорта породы сосна.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Анализ первой части заявки под номером 2 (ООО "Нижавтодорстрой") показал, что участником закупки по позиции 10 "Пиломатериалы хвойных пород: бруски и брусья обрезные", предложены конкретные показатели в рамках заданных диапазонов, установленных аукционной документацией, в том числе, следующие значения: "_ номинальная длина: 6,0 м; номинальная ширина: 100 мм; номинальная толщина: 50 мм_". По смыслу содержания рассматриваемых показателей и положений Технического задания участником закупки представлена достоверная информация, характеристики по данной позиции соответствуют характеристикам, установленным в Техническом задании и Приложении N1, а именно по названной позиции заказчиком установлено: "Пиломатериалы хвойных пород: бруски и брусья обрезные: Номинальная длина: 4 - 6,5 м; Номинальная ширина: 75-150 мм; Номинальная толщина: 40-150 мм;_".
При этом согласно инструкции по заполнению заявок при указании Заказчиком в требованиях к показателям товара союза "и" или в случае перечисления требований, товаров через знак препинания ",", означает, что Заказчику необходимы все товары, со всеми перечисленными требованиями (раздел 5 аукционной документации).
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что данное положение Инструкции не распространяется на наименования показателей. Следовательно, участник по данной позиции не обязан указывать отдельно конкретные показатели брусков и конкретные показатели брусьев.
Учитывая необъективность описания объекта закупки по вышеуказанной позиции "Пиломатериалы хвойных пород: бруски и брусья обрезные" и отсутствие обоснования необходимости использования нестандартных показателей, основание для отказа в допуске к участию в данной закупке, указанное в протоколе от 24.04.2017 N1758541, является неправомерным.
Следовательно, заказчик неправомерно отклонил участника закупки (ООО "Нижавтодорстрой") по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, аукционная комиссия, неправомерно отказав заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по рассматриваемому основанию, нарушила требования частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В этой связи жалоба ООО "Нижавтодорстрой" признается обоснованной.
4) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения части 1 статьи 33 и частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком и аукционной комиссией, в данном случае могут быть устранены только путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и повторного проведения аукционных процедур, начиная со стадии рассмотрения первых частей заявок, без учета требований рассматриваемой позиции.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЭТП НЭП).
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижавтодорстрой" о нарушении аукционной комиссией ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 544+000 - км 560+000, Нижегородская область Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 564+000 - км 568+273, Нижегородская область, номер извещения 0348100006017000018, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.В. Кирьякова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 мая 2017 г. N 888
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017