Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 мая 2017 г. N ФКС-17/119
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "ИНКемерово" на действия заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2" при проведении электронного аукциона NАЭ-0500/17 на поставку станков для бритья (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003417000562 ) на поставку станков для бритья,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 05.05.2017 г. поступила жалоба ООО "ИНКемерово" на действия (бездействие) заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2". Сведения о заключенном контракте с иным участником закупки на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствовали.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, выразившимися в неправомерном отказе заказчика от заключения контракта с Обществом по результатам аукциона NАЭ-0500/17.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 02.05.2017 г. N 179 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика при проведении электронного аукциона NАЭ-0500/17 (N 0167200003417000562 ) на поставку станков для бритья.
В качестве обоснования незаконности принятого заказчиком решения, заявитель указывает, что при оформлении платежного поручения на оплату обеспечения исполнения контракта им было обнаружено отсутствие в платежных реквизитах заказчика сведений о КБК. В силу данного обстоятельства заявитель не смог осуществить платеж, о чем посредством электронной площадки было доведено до заказчика.
Заявитель в своей жалобе в антимонопольный орган просит проверить законность действий заказчика и выдать предписание о заключении с Обществом контракта, в то же время не указывает какие положения законодательства о контрактной системы нарушены учреждением при принятии оспариваемого решения.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представил в материалы дела письменные возражения из которых следует, что ООО "ИНКемерово", будучи признанным победителем электронного аукциона N АЭ-5853/16, уклонилось от заключения контракта, не направив в установленный законом срок проект контракта и не предоставив документ об обеспечении исполнения контракта, подписанные сертификатом усиленной электронной подписи победителя электронного аукциона, при этом разместило на электронной площадке протокол разногласий с нарушением срока, установленного ч.5, ч. 13 статьи 70 Закона N44-ФЗ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей общества и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В свою очередь, порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что контракт заключается с победителем электронного аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч.2 статьи 70 Закона N44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В свою очередь, часть 5 указанной статьи предписывает заказчику в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий рассмотреть данный протокол и разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно разместить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Таким образом, исходя из совокупности положений частей 4, 5, 13 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что срок для размещения победителем электронного аукциона (иным участником) на электронной площадке протокола разногласий составляет тринадцать дней с даты размещения на официальном сайте протокола подведения итогов электронного аукциона.
Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта (пункт 1 статьи 96 Закона). В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки помимо прочего должна содержаться следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 части 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ в документации об электронном аукционе должен быть указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
При этом, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.4 статьи 96 Закона N44-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-5853/16 на поставку станков для бритья с начальной (максимальной) ценой контракта 136 500,00 рублей.
Информация об указанном электронном аукционе (с документацией об аукционе) 14.03.2017 г. была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417000562. В извещении о проведении электронного аукциона в качестве заказчика поименовано ГБУЗ ТО "ОКБ N2".
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона NАЭ-0500/17 (N 0167200003417000562 ) от 31.03.2017 г. победителем был признан участник закупки - ООО "ИНКемерово" (порядковый номер заявки 1) с минимальным ценовым предложением (119 436,50 рублей) и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации Указанный протокол опубликован на электронной площадке 31.03.2017и в ЕИС 04.04.2017 в 7:57 (МСК+2).
Как следует из представленных документов, заказчиком на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" был размещен проект контракта для подписания его победителем электронного аукциона.
Однако, 12.04.2017 г. победителем аукциона был сформирован протокол разногласий к проекту контракта, в котором заказчику указано на необходимость внесения соответствующих изменений в проект контракта в части увеличения количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой договора и начальной ценой договора.
Заказчик в свою очередь, 14.04.2017 г. обработал протокол разногласий и повторно разместил на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронного аукциона, в связи с чем регламентированный срок для его подписания участником закупки и предоставления обеспечения исполнения контракта был установлен на электронной площадке до 19.04.2017 г.
При этом, протокол разногласий в силу ч.13 статьи 70 Закона N44-ФЗ мог быть размещен Обществом в срок до 17.04.2017 г.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 19.04.2017 г. ООО "ИНКемерово" был направлен новый протокол разногласий, то есть за пределами тринадцатидневного срока, установленного ч.5 и ч.13 статьи 70 Закона N44-ФЗ.
21.04.2017 г. учреждением на сайте оператора электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", http: www.sberbank-ast.ru), а также на официальном сайте ЕИС опубликован протокол от 21.04.2017 г. об отказе от заключения контракта с ООО "ИНКемерово" и признании его уклонившимся от заключения договора, на основании ч.13 статьи 70 Закона о контрактной системе. Из обозначенного протокола следовало, что победитель аукциона направил протокол разногласий по истечении тринадцати дней (на 15 день) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Как следует из доводов жалобы, невозможность исполнения обязанности по подписанию контракта и предоставлению документа об обеспечении исполнения контракта обусловлена тем обстоятельством, что при оформлении платежного поручения на оплату обеспечения исполнения контракта Обществом было обнаружено отсутствие в платежных реквизитах заказчика сведений о КБК. В этой связи заявитель не смог осуществить платеж, в связи с чем 19.04.2017 г. направил заказчику протокол разногласий с запросом об уточнении КБК, который остался без ответа.
Вместе с тем, Комиссия признает обозначенный довод заявителя, как несостоятельный и неподтвержденный надлежащими и допустимыми доказательствами. Кроме того, утверждение заявителя о невозможности осуществить перечисление денежных средств в связи с отсутствием КБК противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В п.19 извещения о проведении электронного аукциона, в разделе 14 документации об электронном аукционе N АЭ-2928/15 и п. 6.1 проекта контракта (Приложение N 2 к аукционной документации) заказчиком во исполнение требований законодательства о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 29 % о начальной (максимальной) цены контракта), что составляет 39585,00 рублей. Обеспечение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантией, выданной банком или внесением денежных средств на счета заказчика.
Согласно п. 14.2 документации об электронном аукционе, п. 10.3. проекта договора (Приложение N 2 к документации) определено, что в случае если исполнение настоящего контракта обеспечивается исполнителем внесением денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участник закупки до момента заключения контракта перечисляет денежные средства по следующим реквизитам: ИНН 7203116211 КПП 720301001 Департамент финансов Тюменской области (л/с ЛС 001131028 ОКЛБ ИНН 7203116211 КПП 720301001 ГБУЗ ТО "ОКБ N2") Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ (Отделение Тюмень) БИК 047102001 Р/с 40601810400003000001.
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) под переводом денежных средств - понимается действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 5 и ч.ч. 1-2 ст. 8 Закон N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (распоряжение клиента).
Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 г. N 383-П (далее - Положение N 383-П).
Согласно п. 1.9 Положения N 383-П, перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения (пункт 1.10. Положения N 383-П).
В силу пункта 1.12 Положения N 383-П платежные поручения являются расчетными (платежными) документами. Реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1 - 3 к настоящему Положению (пункт 5.3. Положения N 383-П). Назначение платежа в платежном поручении определяется самим плательщиком.
Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе (п.5.4. Положения).
Комиссия, проанализировав названное Положение установила, что код бюджетной классификации (КБК) не является обязательным реквизитом, необходимым для осуществления перевода денежных средств.
Согласно части 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года N145-ФЗ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Коды бюджетной классификации служат для идентификации поступающих в бюджет сумм денежных средств с целью отнесения их на определенные счета получателей доходов бюджета по статьям. КБК несет в себе информационную составляющую для заказчика и позволяет заказчику идентифицировать поступающие на счета платежи. При отсутствии в составе реквизитов для перечисления денежных средств кода бюджетной классификации вышеуказанные денежные средства поступают на счета организации и учитываются на определенном счете как невыясненные с последующим уточнением принадлежности платежа.
Таким образом, отсутствие в реквизитах заказчика, указанных в аукционной документации и проекте контракта, кода бюджетной классификации, не может являться препятствием для оплаты участником закупки денежных средств и поступление данных денежных средств на расчетный счет заказчика.
Более того указанные доводы общества опровергаются представленным заказчиком в материалы дела платежным поручением N29 от 24.04.2017 г. от другого участника данного электронного аукциона (ИП Галимов Э.И.), с которым заключен договор на поставку станков для бритья.
В данном платежном поручении плательщиком не указан КБК, следовательно, КБК не является обязательным для заполнения при осуществлении платежа, и данный платеж мог быть, вопреки утверждению ООО "ИНКемерово", осуществлен в установленный срок. В названном платежном поручении ИП Галимова Э.И. указаны ИНН, КПП, БИК, назначение платежа и лицевой счет получателя с указанием отделения Департамента финансов Тюменской области, к которому относится заказчик, а также расчетный счет получателя денежных средств. Иных реквизитов для зачисления денежных средств на счет заказчика платежное поручение N29 от 24.04.2017 г. не содержит. Подтверждением осуществления платежа является наличие соответствующей отметки банковской организации, проставленной на данном платежном документе.
При таких обстоятельствах у общества отсутствовали объективные причины, препятствующие внесению обеспечения исполнения контракта (перечислению денежных средств на счет заказчика) и подписанию контракта.
С учетом изложенного, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ИНКемерово" на действия заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2" при проведении электронного аукциона NАЭ-0500/17 на поставку станков для бритья (N 0167200003417000562 ) на поставку станков для бритья необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 мая 2017 г. N ФКС-17/119
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017