Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 мая 2017 г. N ФКС 17/112-1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
с участием представителей сторон:
в отсутствии заказчика: ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ, извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "ЕДС Групп" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки), по доверенности N11 от 02.05.2017 г.,
рассмотрев жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100000817000060) на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens. (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя, уполномоченного органа.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 26.04.2017 г. N 172 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100000817000060.
В своей жалобе заявитель приводит доводы о том, что в аукционной документации содержатся многочисленные нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон N44-ФЗ и Закон "О защите конкуренции" соответственно), а именно:
1 довод: Техническое обслуживание диагностического оборудования должно производиться:
- Квалифицированным и сертифицированным техническим персоналом. Исполнитель до заключения Договора предоставляет именные сертификаты учебного центра фирмы Сименс (г. Эрланген, Германия) на право выполнения сервисных работ на оборудовании Сименс для собственных или субподрядных инженеров. (В соответствии с п.4.1.4. Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники");
Заказчик необоснованно установил требование к участникам закупки о наличии именных сертификаты учебного центра фирмы Сименс (г. Эрланген, Германия) на право выполнения сервисных работ на оборудовании Сименс.
2 довод: - Организацией имеющей разрешительные документы на проведение данных работ, установленные законодательством РФ. Исполнитель до заключения Договора предоставляет письмо от Представителя завода-изготовителя в России о допуске субподрядной организации для проведения сервисных работ на оборудовании Сименс, установленном в клинике. Если работы проводит непосредственно Сименс, то предоставляется выкипировка Рамочного договора между Siemens Healthcare GmbH (Германия) и ООО "Сименс Здравоохранение", подтверждающая полномочия пердставителя производителя на территории РФ. (На основании Инструкции пользователя и Руководства владельца системы, в соответствии с п.п. 3.3, 3.5. Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники").
Заказчиком допущено нарушение п.2 ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании преимущественных условий участия в торгах организациям, имеющим письмо от Представителя завода-изготовителя в России о допуске субподрядной организации для проведения сервисных работ на оборудовании Сименс.
3 довод: Приложение N1 "Перечень регламентно-профилактических услуг для рентгеновского компьютерного томографа Somatom Emotion 16"
13. Ремонт: "Ремонт неисправностей аппаратной части оборудования и его программного обеспечения, включая замену запчастей и последующую настройку в строгом соответствии с эксплуатационными документами CT02-025.841.03.26.02 "Замена запчастей. Гентри. Стол пациента", TD00-400.841.10.05.02 "Замена запчастей. Компьютеры управления/реконструкции, CT00-000.843.15.02.02 "Конфигурация Программного обеспечения", Наличие лицензионного соглашения на использование сервисного ПО.
Замена рентгеновского излучателя при выходе из строя или превентивная в конце сервисного периода."
Приложение N2 "Перечень регламентно-профилактических услуг для магнитно-резонансного томографа Magnetom Avanto"
8.1. Ремонт неисправностей аппаратной части оборудования и его программного обеспечения, включая дозаправку гелия, замену запчастей (включая "холодную голову") и последующую настройку в строгом соответствии с эксплуатационными документами M6-020.840.20.01.02 "Руководство по поиску неисправностей. Настройки - регулировки/ проверка качества QA", M6-020.841.16.08.02 "Замена запчастей. Градиент", M6-020.841.12.06.02 "Замена запчастей. Компьютеры управления/реконструкции", M6-020.841.17.06.02 "Замена запчастей. Магнитная система", M6-020.841.14.07.02 "Замена запчастей. РЧ система", M6-020.841.13.02.02 "Замена запчастей. Система управления", M6-020.841.11.01.02 "Замена запчастей. Программное обеспечение", M6-020.841.10.03.02 "Замена запчастей. Система", M6-020.833.04.01.02 "Процедура тестов по безопасности", M6-000.816.24.02.02 "Инсталляция Программного обеспечения", Наличие лицензионного соглашения на использование сервисного ПО.
Приложение N5 Перечень регламентно-профилактических услуг для рентгено - диагностического аппарата Arcadic Avantic (сер.N 31474)
6.1. Ремонт неисправностей аппаратной части оборудования и его программного обеспечения включая комплектующие, запасные части (включая рентгеновский излучатель), расходные материалы строго в соответствии с эксплуатационным документом SPR2-320.841.30.08.02 "Авантик. Руководство по замене запчастей", TD00-400.841.40.07.02 "Замена базового процессора и его компонентов".
Заказчиком неправильно определены объем оказываемых услуг и начальная цена контракта.
В соответствии с п 8.1. Информационной карты, Цена договора включает в себя: Все затраты, связанные с оказанием услуг, транспортные расходы, а также налоги и сборы (в т.ч. НДС) и другие обязательные платежи, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также все иные расходы, которые Исполнитель может понести при исполнении обязательств по настоящему Договору.
П. 8.1. не содержит прямого указания на включение стоимости запасных частей в цену контракта, однако системное толкование аукционной документации позволяет сделать вывод, что Заказчик включил в цену контракта стоимость всех запасных частей, которые могут выйти из строя, в том числе рентгеновских излучателей.
Таким образом, аукционной документацией не определена цена запасных частей, используемых при оказании услуги.
4 довод: В п.1 приложения N 1 к Договору "Техническое задание" указано: Выполнение рекомендованных заводом-изготовителем модификаций аппаратной части и программного обеспечения (если они не содержат изменения функций или не являются расширением установки).
Установив данное требование, Заказчик также нарушил порядок формирования объема оказываемых услуг и начальной цены контракта.
5 довод: В п.1 приложения N 1 к Договору "Техническое задание" указано:
предоставление и установка полнофункциональных 90-дневных лицензий на опционные исследовательские программные пакеты, как на само оборудование, так и на рабочие станции по выбору Заказчика.
Данное требование Заказчика является ограничением конкуренции, т.к. в состав лота включена, помимо основного предмета закупки (технического обслуживания медтехники), поставка расширенной версии программного обеспечения, являющегося интеллектуальной собственностью разработчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО "ЕДС Групп" и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ выступило организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100000817000060) на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens. (далее также - электронный аукцион) с начальной (максимальной) ценой контракта 12328227,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0367100000817000060.
Так, доводы 1и 2 заявителя Комиссия признает обоснованными, учитывая следующее.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 2. ст. 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В аукционной документации в п.1 приложения N 1 к Договору "Техническое задание" имеется указание на Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", в соответствии с п.4.1.4. которого, специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Несмотря на то, что в методических рекомендаций устанавливается возможность получения обучения как на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники, так и в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности, заказчик устанавливает требование о предоставлении именных сертификаты, только учебного центра фирмы Сименс (г. Эрланген, Германия). Тем самым исключает возможность участия в данный закупке участникам имеющим в штате только специалистов прошедших обучение в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Кроме того, ст.34 Закона о контрактной системе регламентировано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Возможность требовать от победителя закупки предоставление дополнительных документов (писем от представителя завода-изготовителя в России, именных сертификатов) не входящих в состав заявки до заключения контракта Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчик нарушил ч.1, 3 ст.33, 34 Закона о контрактной системе, установив требование о предоставлении до заключения контракта именных сертификаты, только учебного центра фирмы Сименс (г. Эрланген, Германия), а также письмо от Представителя завода-изготовителя в России о допуске субподрядной организации для проведения сервисных работ на оборудовании Сименс, установленном в клинике, ограничив тем самым конкуренцию и предоставил преимущественные условия для участия лицам, прошедшим обучение на предприятии-производителе, и не допустил до участия в аукционе лиц, прошедших обучение в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности.
3 довод заявителя Комиссия признает обоснованным, учитывая следующее.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона N 44-ФЗ, в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п 8.1. Информационной карты, Цена договора включает в себя: Все затраты, связанные с оказанием услуг, транспортные расходы, а также налоги и сборы (в т.ч. НДС) и другие обязательные платежи, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также все иные расходы, которые Исполнитель может понести при исполнении обязательств по настоящему Договору.
Вместе с тем, из приложений N1,2,5 аукционной документации следуют, что исполнитель в рамках технического обслуживания производит ремонт неисправностей аппаратной части оборудования и его программного обеспечения, включая замену запчастей.
В соответствии с п.3 раздела "Качественные характеристики услуг", Исполнитель обязан предоставить гарантию качества на замененные запчасти сроком не менее 6 месяцев с момента их замены.
Таким образом, в цену контракта включена стоимость запасных частей. Однако, заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке не указана цена запасных частей или каждой запасной части к оборудованию.
Исходя из вышеизложенного, при осуществлении размещения извещения заказчиком нарушена ч.2 ст. 42, ст. 33 Закона о контрактной системе выразившийся в не указании цены запасных частей или каждой запасной части к оборудованию.
4 довод заявителя Комиссия признает обоснованным, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из информационной карты конкурсной документации видно, что объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens.
При этом в п.1 приложения N 1 к Договору "Техническое задание" указано: Выполнение рекомендованных заводом-изготовителем модификаций аппаратной части и программного обеспечения (если они не содержат изменения функций или не являются расширением установки).
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ под модификацией (переработкой) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Вместе с тем, заказчиком в документации не указано, какие модификации рекомендованы заводом-изготовителем в отношении аппаратной части и программного обеспечения, не представлено соответствующих регламентов или положении определяющих объем возможных работ, услуг.
Исходя из вышеизложенное, комиссия считает, что заказчиком в техническое задание помимо оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens, дополнительно включена услуга (работа) по выполнению рекомендованных заводом-изготовителем модификаций аппаратной части и программного обеспечения без определения ее объема. Так же заказчик не обосновывает функциональную связь между техническим обслуживанием и выполнению модификаций рекомендованных заводом-изготовителем.
Таким образом, при описании предмета закупки заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5 довод заявителя Комиссия признает обоснованным, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из информационной карты конкурсной документации видно, что объектов закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens.
При этом, в п.1 приложения N 1 к Договору "Техническое задание" указано: предоставление и установка полнофункциональных 90-дневных лицензий на опционные исследовательские программные пакеты, как на само оборудование, так и на рабочие станции по выбору Заказчика.
Заявитель в своей жалобе указал, что данные программы являются опционными, то есть расширяют возможности медицинского оборудования и позволяют проводить дополнительные исследования, ранее недоступные для Заказчика.
Вместе с тем, получение данных программ реализовано на официальном сайте производителя путем открытого on-line заказа 90-дневных лицензий.
Из смысла вышеизложенного, следует, что 90-дневные лицензии на опционные исследовательские программные пакеты отсутствую у заказчика и их установка на оборудование заказчика связано с получение данных программ исполнителем. Что не входит техническое обслуживание согласно пункту 5.2 "Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" утв. Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003".
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию (реестровый номер закупки N 0367100000817000060) на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЕДС Групп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100000817000060) на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens обоснованной.
2.Признать ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ нарушившим части 1, 3 статьи 33, ст. 34, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100000817000060) на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования Siemens.
3. Выдать ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 мая 2017 г. N ФКС 17/112-1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2017