Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 апреля 2017 г. N 06-344/17т
изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "СМУ-8"(далее также -ООО "СМУ-8", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от котировочной комиссии, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ", котировочная комиссия, заказчик): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя,
рассмотревжалобуООО "СМУ-8"на действиякотировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ"при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В"дополнительные работы (извещение N 0316300010417000022),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
19 апреля 2017года Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалоба ООО "СМУ-8"на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (извещение N 0316300010417000022).
Рассмотрение жалобы назначено на 26апреля2017года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы возражения от заинтересованных лиц не поступили.
Из жалобыООО "СМУ-8"следует, что заявитель обжалует решение котировочной комиссии в части отклонения заявки Общества от участия в запросе котировок.
При этом заявитель отмечает, что заказчик осуществил 9 запросов котировок на один предмет закупки: выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В".
Из пояснений ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ"следует, чтоООО "СМУ-8" не подавало заявку на участие в запросе котировок.
При этом просят выдать предписание об аннулировании закупки для внесения изменений в план закупок, план-график Учреждения на 2017 год, закупочную документацию и изменения способа осуществления закупки.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 499 923,00 рублей;
4) на участие в запросе котировок подано 5 заявок, 3 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "СМУ-8" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.04.2017 года NП1ООО "СМУ-8" не подавало заявку на участие в запросе котировок, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.04.2017 года NП1 котировочная комиссия отклонила заявки ООО АКБ "Партнер", ИП Лаврик В.Б.в связи с непредставлением декларации о соответствии частям 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок установлены в части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, при этом в данной норме отсутствует обязанность участника закупки декларировать соответствие частям 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В извещении о проведении запроса котировок в соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе такая обязанность также не установлена.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, котировочная комиссия нарушила часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, неправомерно отклонив ООО АКБ "Партнер", ИП Лаврик В.Б.от участия в запросе котировок в связи с непредставлением декларации о соответствии частям 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень N 471-р)года Nутвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 года N 471-р.
Согласно извещению о проведении запроса котировок предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В"дополнительные работы, код ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки".
В Перечень N 471-р, входят в том числе работы строительные специализированные(кроме кода 43.13) с кодом ОКПД2 43.
При этом антимонопольным органом установлено, что заказчиком 31.03.2017 года размещены в ЕИС извещения о проведении запросов котировок:
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" (извещение N 0316300010417000015);
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000016);
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000017);
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000022);
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000022);
- выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000020);
- выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000021).
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000022);
- на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (изв. N 0316300010417000023).
Комиссия установила, что указанные запросы котировок носят признаки одного предмета закупки - выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" на общую сумму 4 499 263 руб., в связи с чем, усматриваются признаки осуществления заказчиком ряда отдельных закупок идентичных или технологически и функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг.
По мнению антимонопольного органа,втом случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, объектом которой является весь комплекс товаров (работ, услуг) (пункт 2 статьи 170 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Следовательно, учитывая обстоятельства дела, перечисленные положения Закона о контрактной системе, Перечня N 471-р, в данном случае, заказчик должен был осуществить одну закупку на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" в форме электронного аукциона.
Необходимо отметить, что заказчик просит выдать предписание об аннулировании закупки для внесения изменений в план закупок, план-график Учреждения на 2017 год, закупочную документацию и изменения способа осуществления закупки.
Таким образом, ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" нарушило часть 2 статьи 8, часть 5 статьи 24, часть 1 статьи 72 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "СМУ-8" на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" блок "В" дополнительные работы (извещение N 0316300010417000022)необоснованной.
2. Признать котировочную комиссию заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" нарушившей часть 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" нарушившим часть 2 статьи 8, часть 5 статьи 24, часть 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать котировочной комиссии, заказчику ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
6. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 апреля 2017 г. N 06-344/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017