Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 апреля 2017 г. N 06-322/17т
изготовлено в полном объеме 28 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Профит плюс" (далее по тексту - ООО "Профит плюс", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Усть-Янская Центральная районная больница" (далее по тексту - ГБУ РС (Я) "Усть-Янская ЦРБ", заказчик) - уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган) - Попов С.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Профит Плюс" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Усть-Янская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления и канализации в хирургическом отделении (изв. N 0116200007917001666), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
18 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Профит Плюс" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Усть-Янская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления и канализации в хирургическом отделении (изв. N 0116200007917001666).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 апреля 2017 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Профит плюс" следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки установлена ненадлежащая дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе в проекте контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, установлен ненадлежащий срок оплаты выполненных работ, превышающий 30 дней.
3. В нарушение требований Закона о контрактной системе в проекте не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, при условии, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
4. В нарушение требований Закона о контрактной системе в проекте контракта установлено условие о том, что оплата работ производится, в том числе на основании предъявленной подрядчиком счета-фактуры.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя уполномоченного органа следует:
1. Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, а именно с момента размещения извещения о проведении закупки до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в период, составляющий 15 дней, что соответствует требованию указанной нормы Закона о контрактной системе.
2. Со вторым доводом жалобы ООО "Профит плюс" согласен.
3. В рамках данной закупки участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, которыми в силу действующего законодательства Российской Федерации могут бить только хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе условие о об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, при условии, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
В связи с вышеизложенным считает, что в рамках данной закупки включение в положение проекта контракта указанного условия не требуется.
4. В силу действующего законодательства Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. Таким образом, заказчик свободен в установлении условий договора, которые не противоречат законодательству.
Просит признать жалобу ООО "Профит плюс" необоснованной.
Представители заказчика поддержали позицию уполномоченного органа, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 03.04.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 090 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 (четыре) заявки, решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
5) минимальные предложения о цене контракта поступили от 3 (трех) участников закупки.
6) на момент рассмотрения жалобы по существу итоги электронного аукциона не подведены.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Профит плюс" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части установления ненадлежащей даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
По мнению заявителя, уполномоченным органом сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик/уполномоченный орган должен установить дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе по истечении 15 дней с момента размещения на официальном сайте ЕИС извещения о проведении закупки.
Уполномоченным органом извещение о проведении электронного аукциона N 0116200007917001666 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления и канализации в хирургическом отделении размещено на официальном сайте ЕИС - 03.04.2017 г.
Согласно указанному извещению, документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 090 000,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
При этом извещением, аукционной документацией установлена следующая дата и время срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18.04.2017 11:00, то есть на 15-ый день с даты размещения извещения на официальном сайте ЕИС.
Таким образом, уполномоченным органом извещение размещено на официальном сайте ЕИС менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что нарушает требования пункта 6 статьи 42, части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Довод в части установления в проекте контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, ненадлежащего срока оплаты выполненных работ, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 8 статьи 30 в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0116200007917001666 от 03.04.2017 г. в рамках данной закупки установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Как установлено материалами дела, в пункте 2.4.3 проекта контракта установлено, что Расчет за выполненные работы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ либо, в случаях, предусмотренных Контрактом, со дня подписания Акта сдачи - приемки работ на основании представленных Подрядчиком счета и счета-фактуры.
Поскольку в отдельных случаях нормы Закона о контрактной системе содержат специальное указание на то, что тот или иной срок исчисляется именно в рабочих, днях (к примеру, часть 11 статьи 31, часть 1 статьи 36, части 4-6 статьи 37, часть 6 статьи 44 Закона), Комиссия Якутского УФАС России считает, что в случаях, когда указание на то, в каких именно днях - календарных или рабочих следует исчислять срок отсутствует, срок должен исчисляться в календарных днях.
Таким образом, частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе императивно установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, не более чем в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Следовательно, установление заказчиком в проекте контракта условия о том, что срок оплаты исчисляется рабочими днями, по мнению Комиссии антимонопольного органа, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку период, составляющий 30 рабочих дней, превышает 30 календарных дней, следовательно, оплата в таком случае может быть произведена за пределами 30 дневного срока, установленного частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 8 статьи 30, часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Довод заявителя в части не указания заказчиком в проекте контракта условия, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Между тем, податель жалобы ООО "Профит плюс" является юридическим лицом.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Профит плюс" действиями заказчика, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
4. Довод заявителя в части неправомерного установления в проекте контракта условия об осуществлении оплаты работ на основании предъявленного подрядчиком, в том числе счета-фактуры подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно пункту 2.4.3 проекта контракта установлено, что Расчет за выполненные работы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ либо, в случаях, предусмотренных Контрактом, со дня подписания Акта сдачи - приемки работ на основании представленных Подрядчиком счета и счета-фактуры.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как прямо следует из текста жалобы ООО "Профит плюс", установление в проекте контракта условия о том, что оплата выполненных работ осуществляется на основании предъявления подрядчиком, в том числе счета-фактуры ограничивает возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения (далее также - УСНО), не являющихся плательщиками НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено следующее:
- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями
- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации)
Согласно части 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, ООО "Профит плюс" индивидуальным предпринимателем не является, из текста жалобы, а также из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что податель жалобы по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью, то есть юридическим лицом.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Профит плюс" действиями заказчика, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
Жалоба ООО "Профит плюс" признается обоснованной частично.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Профит Плюс" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Усть-Янская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления и канализации в хирургическом отделении (изв. N 0116200007917001666) обоснованной в части установления ненадлежащей даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, а также в части установления в проекте контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, ненадлежащего срока оплаты выполненных работ.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившим пункт 6 статьи 42, части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Усть-Янская Центральная районная больница" нарушившим часть 8 статьи 30, часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Усть-Янская Центральная районная больница" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
6. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 апреля 2017 г. N 06-322/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017