Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. N 06-342/17т
изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стратегия" (далее также - ООО "Стратегия", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
от аукционной комиссии заказчика Администрации городского поселения "поселок Чульман" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация "пос. Чульман", заказчик, аукционная комиссия): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменное пояснение,
рассмотрев жалобу ООО "Стратегия" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации "пос. Чульман" при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда (изв. N 0116300037517000029), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), поступила жалоба ООО "Стратегия" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации "пос. Чульман" при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда (изв. N 0116300037517000029).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28 апреля 2017 года в 09 часов 30 минут.
До рассмотрения дела от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Стратегия" следует, что заявителем обжалуется решение аукционной комиссии в части признания победителем закупки приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда участника закупки Васильеву Е.С.
С решением комиссии не согласен, поскольку в рамках данной закупки установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее также СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (далее также СОНО), которыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, в связи с чем считает решение аукционной комиссии о признании победителем физического лица Васильевой Е.С. неправомерным.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменным пояснений заказчика следует, что с жалобой ООО "Стратегия" не согласны, поскольку электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда (изв. N 0116300037517000029) проводился заказчиком без ограничения участников закупки в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В извещении N 0116300037517000029 от 29.03.2017 г. о проведении закупки ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации установлено в результате технической ошибки.
Просят признать жалобу ООО "Стратегия" необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 29.03.2017 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 755 070,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, заявки всех участников закупки допущены к участию в электронном аукционе;
6) минимальные предложения о цене контракта поступили от 3 (трех) участников закупки.
7) Заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
8) победителем электронного аукциона признан участник закупки с порядковым номером 2 (Васильева Е.С.).
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО "Стратегия" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует решение аукционной комиссии о признании соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе заявку участника закупки Васильевой Е.С., а также признание данного участника победителем закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116300037517000029-3 от 14.04.2017 г. заявки участников закупки с порядковыми номерами 1 (ООО "Стратегия"), 2 (Васильева Е.С.) и 4 признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе. Победителем электронного аукциона признана Васильева Е.С.
Заявитель указывает, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116300037517000029-3 от 14.04.2017 г. победитель закупки Васильева Е.С. является физическим лицом, в связи с чем не относится к СМП и СОНО, следовательно не соответствует требованиям аукционной документации, установленным заказчиком.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом следующая информация, в том числе об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено из материалов дела в извещении N 0116300037517000029 от 29.03.2017 г. в рамках данной закупки ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено.
Между тем, в пункте 2.3 раздела 2 части 3 "инструкция участникам ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" аукционной документации установлено следующее: "Ограничения для участников закупки: ограничений нет".
Согласно письменным пояснениям заказчика, ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, установлено в извещении N 0116300037517000029 от 29.03.2017 г. ошибочно, указанное ограничение в рамках данной закупки не установлено, что также подтверждается информацией, указанной в плане-графике N 2017011630003750030001 на осуществление закупки на приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда, согласно которой ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлено.
С учетом изложенного, поскольку ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в рамках данной закупки не установлено, принять участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона о контрактной системе могут как юридические лица, так и физические лица, являющиеся/не являющиеся СМП или СОНО.
Таким образом, доводы жалобы заявителя в части неправомерного признания аукционной комиссией заявки Васильевой Е.С., не являющейся СМП или СОНО, соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе, не нашли своего подтверждения.
Жалоба ООО "Стратегия" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, согласно которому участниками закупки, могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Как установлено ранее, в извещении N 0116300037517000029 от 29.03.2017 г. в рамках данной закупки ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено.
Между тем, как установлено ранее, ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации установлено в извещении N 0116300037517000029 от 29.03.2017 г. ошибочно и в рамках данной закупки не применяется.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
1. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик/уполномоченный орган должен установить дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе по истечении 7 дней с момента размещения на официальном сайте ЕИС извещения о проведении закупки.
Уполномоченным органом извещение о проведении электронного аукциона N 0116300037517000029 на приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда размещено на официальном сайте ЕИС - 29.03.2017 г.
Согласно указанному извещению, документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 755 070,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
При этом извещением, аукционной документацией установлена следующая дата и время срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 05.04.2017 11:00, то есть на 7-й день с даты размещения извещения на официальном сайте ЕИС.
Таким образом, заказчиком извещение размещено на официальном сайте ЕИС менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что нарушает требования пункта 6 статьи 42, части 2 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
В силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции:
"отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации";
Также часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данные изменения вступили в силу 09.01.2017 года, учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона с внесенными изменениями было опубликовано на официальном сайте ЕИС 07.03.2017 года, внесенные в пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изменения в данном случае подлежат применению.
Согласно материалам дела, единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены заказчиком в разделе 2 части 3 "инструкция участникам ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" аукционной документации.
При этом, проанализировав указанные положения аукционной документации Комиссией антимонопольного органа установлено, что данные требования установлены заказчиком без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, в связи с чем не соответствуют положениям действующего законодательства.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стратегия" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации "пос. Чульман" при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность ГП "Поселок Чульман" жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилого фонда (изв. N 0116300037517000029) необоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию городского поселения "поселок Чульман" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) нарушившей пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункт 6 статьи 42, пункт 5 части 5 статьи 63, пункт 3 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации городского поселения "поселок Чульман" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. N 06-342/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017