Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2017 г. N 06-447/17т
изготовлено в полном объеме 19 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее по тексту - СПАО "Ингосстрах", заинтересованное лицо) - Слепцов А.В., Егорова Н.Н. (представители по доверенностям),
от Единой комиссии заказчика федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)" (далее - единая комиссия, единая комиссия заказчика ФКУ "ЦХиСО"): Сапунова Е.Ю., Тен А.С., (представители по доверенностям),
от заинтересованного лица открытого акционерного общества "АльфаСтрахование" (далее по тексту - ОАО "АльфаСтрахование", общество, заявитель): Клюкин Р.С. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу СПАО "Ингосстрах" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО МВД России по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (изв. N 0816100000417000025), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
05 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба СПАО "Ингосстрах" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО МВД России по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (изв. N 0816100000417000025).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение указанной жалобы назначено на 16 мая 2017 года в 15 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители СПАО "Ингосстрах" огласили доводы жалобы в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" по признанию конкурсной заявки ОАО "АльфаСтрахование" соответствующей требованиям конкурсной документации.
Заявитель считает действия единой комиссии заказчика неправомерными в связи с тем, что ценовое предложение ОАО "АльфаСтрахование" не соответствует положениям Указаний Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Указания N 3384-У).
Указывают, что в размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее по тексту - ЕИС) конкурсной документации отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать автотранспортные средства, подлежащие обязательному страхованию, следовательно, участник закупки ОАО "АльфаСтрахование" не могло осуществить расчет страховых премий с применением изменившегося коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее по тексту - КБМ), а значит не имело оснований для подачи предложения о цене контракта путем снижения начальной (максимальной) цены контракта.
По мнению СПАО "Ингосстрах", при изложенных обстоятельствах единой комиссии заказчика надлежало отклонить участника закупки за предоставление недостоверной информации о ценовом предложении.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать единой комиссии ФКУ "ЦХиСО" предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Во исполнение с предписания Якутского УФАС России по делу N 06-275/17т, предметом рассмотрения которого также были действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО МВД России по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (изв. N 0816100000417000025), единая комиссии отменила протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) N ПРО1 от 05.04.2017 г. и провела процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) заново, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом замечаний, изложенных в решении по делу N 06-275/17т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
При повторном рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) заявка ОАО "АльфаСтрахование" была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Указывают, что конкурсная комиссия не вправе была отклонять участника закупки ОАО "АльфаСтрахование" в связи с предоставлением им недостоверных сведений относительно предложенной цены контракта, поскольку согласно части 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Закон об ОСАГО) контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Следовательно, проверка расчета ценового предложения ОАО "АльфаСтрахование" не входит в компетенцию единой комиссии заказчика.
При этом представители заказчика пояснили, что начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана заказчиком при включении позиции в план-график, кроме того, членами единой комиссии заказчика была проведена проверка ценового расчета ОАО "АльфаСтрахование" по базе Российского Союза Автостраховщиков, указанная проверка не подтвердила наличия каких-либо разночтений в размерах КБМ, использованных ОАО "АльфаСтрахование" для расчета ценового предложения и КБМ, указанных в базе.
Указывают, что при изложенных обстоятельствах у единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" отсутствовали правовые основания для признания заявки ОАО "АльфаСтрахование" не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Просят признать жалобу СПАО "Ингосстрах" необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заинтересованного лица ОАО "АльфаСтрахование" пояснили, что с жалобой СПАО "Ингосстрах" не согласны, поддержали позицию единой комиссии ФКУ "ЦХиСО" в полном объеме, а также пояснили, что произвели расчет ценового предложения в полном соответствии с Указаниями N 3384-У, с использованием актуальных КБМ.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
14 марта 2017 года заказчиком ФКУ "ЦХиСО" на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0816100000417000025 о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 4 724 547,43 руб.
04 апреля 2017 года состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК2.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурса поступило 4 (четыре) заявки с регистрационными номерами 1, 2, 3 и 4 (ОАО "АльфаСтрахование").
26 апреля 2017 года состоялось рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО2.
Согласно указанному протоколу заявка участника открытого конкурса с регистрационным номером 3 отклонена, заявки остальных участников открытого конкурса, в том числе ОАО "АльфаСтрахование" признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Решением единой комиссии победителем конкурса признан участник закупки ОАО "АльфаСтрахование", второй номер присвоен заявке участника закупки СПАО "Ингосстрах".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу СПАО "Ингосстрах" необоснованной по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен статьей 53 Закона о контрактной системе.
Частями 2-3.1 названной статьи Закона о контрактной системе установлено следующее:
2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
3.1 В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
- информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе;
- предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
- в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
- в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона);
- в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что действия конкурсной комиссии, при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе, заключаются, в том числе, в проверке, представленных в составе заявок на участие в открытом конкурсе документов и сведений, на предмет соответствия требованиям конкурсной документации.
При этом Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень оснований для отклонения заявок на участие в открытом конкурсе:
- не соответствие участника конкурса требованиям, установленным к участникам закупки;
- не соответствие конкурсной заявки требованиям, установленным в конкурсной документации;
- установление недостоверности информации, представленной участником конкурса в заявке.
Материалами дела установлено, что действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО МВД России по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (изв. N 0816100000417000025) были предметом рассмотрения дела N 06/275/17т по жалобе участника закупки ОАО "АльфаСтрахование".
По результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Якутского УФАС России было принято решение о признании жалобы ОАО "АльфаСтрахование" обоснованной, действий единой комиссии заказчика по признанию конкурсной заявки ОАО "АльфаСтрахование" не соответствующей требованиям конкурсной документации - неправомерными.
Единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" было выдано предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) N ПРО1 от 05.04.2017 г. и проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) заново, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом замечаний, изложенных в решении по делу N 06-275/17т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В решении по делу N 06-275/17т среди прочего было отмечено, что единая комиссия заказчика не вправе отклонять участника закупки по причине непредоставления документа, если требование о предоставлении такого документа отсутствует в конкурсной документации.
Вместе с тем, из смысла части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная комиссия заказчика обладает правом по проверке достоверности сведений, представленных участниками закупки в составе заявок на участие в открытом конкурсе и, соответственно, правом по отстранению участника закупки, предоставившего недостоверную информацию, от участия в открытом конкурсе.
Правоотношения, возникающие в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются положениями Закона об ОСАГО.
Частями 1 и 2 статьи 9 названного Закона установлено следующее:
1. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, а также порядок применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У (далее по тексту - Указание N 3384-У).
Приложение N 1 к Указаниям N 3384-У устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Приложение N 2 - коэффициенты страховых тарифов, в том числе: коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства, коэффициент, зависящий от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), коэффициент, зависящий от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, коэффициент, зависящий от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE"), коэффициент, зависящий от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, коэффициент, зависящий от периода использования транспортного средства и коэффициент, зависящий от срока страхования.
В таблицах к приложению N 2 к Указаниям N 3384-У установлены значения указанных коэффициентов.
Таблица N 2 "Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования" устанавливает, что в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, как в большую, так и в меньшую сторону изменяется класс собственника транспортного средства (водителя), а следовательно, изменяется, как в большую, так и в меньшую сторону, коэффициент КБМ.
При этом в примечании 3 к указанной таблице указано, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Представители заказчика пояснили, что членами единой комиссии заказчика была проведена проверка ценового расчета ОАО "АльфаСтрахование" по базе Российского Союза Автостраховщиков, указанная проверка не подтвердила наличия каких-либо разночтений в размерах КБМ, использованных ОАО "АльфаСтрахование" для расчета ценового предложения и КБМ, указанных в базе.
Ошибок в расчете ценового предложения ОАО "АльфаСтрахование" единой комиссией заказчика не установлено, следовательно, у единой комиссии заказчика отсутствовали основания для отстранения участника закупки ОАО "АльфаСтрахование" от участия в открытом конкурсе по причине предоставления им недостоверной информации о ценовом предложении.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из смысла указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность по доказыванию доводов жалобы возлагается на заявителя.
Между тем, подателем жалобы СПАО "Ингосстрах" в материалы дела не представлено надлежащих доказательств обоснованности довода жалобы о недостоверности сведений представленных ОАО "АльфаСтрахование" относительно предложенной цены контракта.
Пояснения, представленные представителями СПАО "Ингосстрах", носят вероятный, предположительный характер и не подтверждаются фактическими данными.
При изложенных обстоятельствах, жалоба СПАО "Ингосстрах" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу СПАО "Ингосстрах" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО МВД России по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (изв. N 0816100000417000025) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Петухова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2017 г. N 06-447/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017