Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 мая 2017 г. N 08-07-389/2017
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области -
Представитель ООО "СК "Интерстрой-56" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "СК "Интерстрой-56" на действия муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и замене оконных блоков в здании МДОБУ "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа, расположенного по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с.Саратовка, ул.Центральная, 23 (номер извещения N 0353300025717000001),
УСТАНОВИЛА:
10 мая 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "СК "Интерстрой-56" (далее - Заявитель) на действия муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и замене оконных блоков в здании МДОБУ "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа, расположенного по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с.Саратовка, ул.Центральная, 23 (номер извещения N 0353300025717000001) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком утверждена и размещена документация не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе, поскольку по позиции "Раствор" по характеристикам водоудерживающая способность, средняя плотность затвердевших растворов, наибольшая крупность зерен, показатели могут быть определены только при высадке определенной партии товара после его производства, при этом Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в электронной аукционе (далее-Инструкция) указано: "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "не должно быть более" означает меньше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение. По п. 4 "Поковки", п. 16 "Кислород технический газообразный", п. 17 "Олифа натуральная" установлены требования к показателям, значения которых определяются по результатам испытаний, что нарушает Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" при этом, к требованиям заказчика относится представление конкретного значения участником закупки в первой части заявки по данным показателям. По п. 22 Гвозди толевые установлены излишне детализированные характеристики.
Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных объяснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы и доводы сторон, пришла к следующим выводам:
25.04.2017 г. (с посл. изм. от 02.05.2017 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение N 0353300025717000001 и документация об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и замене оконных блоков в здании МДОБУ "Василек" с.Саратовка Соль-Илецкого городского округа, расположенного по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с. Саратовка, ул. Центральная, 23.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 138 800,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в п. 2 "Раствор" установлено: водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%. Средняя плотность затвердевших растворов должна быть менее 1500 кг/м3. Наибольшая крупность зерен не должна быть более 2,5 мм.
В инструкции по заполнению заявки установлено, что "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение, "не должно быть более" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение.
При этом, в ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" установлено, что водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%. Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3:
- тяжелые растворы 1500 и более
- легкие растворы менее 1500.
Нормируемое значение средней плотности растворов устанавливает потребитель в соответствии с проектом работ.
Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более:
- кладочные (кроме бутовой кладки) 2,5
- бутовая кладка 5,00
- штукатурные (кроме накрывочного слоя) 2,5
- штукатурные накрывочного слоя 1,25
- облицовочные 1,25.
Таким образом, с учетом инструкции по заполнению заявки, Заказчиком показатели по позиции "Раствор" средняя плотность затвердевших растворов, наибольшая крупность зерен установлены в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 4 Поковки установлено: на обрабатываемых поверхностях поковок допускаются отдельные дефекты без удаления, если глубина их, определяемая контрольной вырубкой и зачисткой, не превышает 75% фактического одностороннего припуска на механическую обработку для поковок, изготовляемых ковкой, и 50% для поковок, изготовляемых штамповкой.
Согласно ГОСТ "8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)", на обрабатываемых поверхностях поковок допускаются отдельные дефекты без удаления, если глубина их, определяемая контрольной вырубкой или зачисткой, не превышает 75% фактического одностороннего припуска на механическую обработку для поковок, изготовляемых ковкой, и 50% для поковок, изготовляемых штамповкой.
В инструкции по заполнению заявки установлено, что "не превышает, не превышать" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение.
Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна быть ясной, четкой и не носить двусмысленный характер.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит двусмысленный характер и вводит участников закупки в заблуждение.
В п. 16 " Кислород" установлено: объемная доля кислорода, %, не менее 99,5, объемная доля водяных паров, %, не более 0,009, Объемная доля водорода должна быть, %, не более 0,5.
В инструкции по заполнению заявки указано, что "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "не более" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение.
В ГОСТ 5583-78 указано:
Наименование показателя |
Норма для марок |
||
|
Технический кислород |
Медицинский кислород |
|
|
Первый сорт |
Второй сорт |
|
1. Объемная доля кислорода, %, не менее |
99,7 |
99,5 |
99,5 |
2. Объемная доля водяных паров, %, не более |
0,007 |
0,009 |
0,009 |
3. Объемная доля водорода, %, не более |
0,3 |
0,5 |
- |
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит двусмысленный характер и вводит участников закупки в заблуждение. При этом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, с учетом инструкции по заполнению заявки, показатели со словами "не более" не будут соответствовать показателям, установленным в действующем ГОСТ.
Кроме того, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Сведениях о товарах (материалах), подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, указаны характеристики вспомогательного материала - "кислород технический газообразный", более того, указаны требования к его химическому составу.
В п. 17 "Олифа натуральная" установлено: условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) °С, с, от 26 до 32. Кислотное число, мг КОН, не более: льняная, 6; конопляная, 7. Температура вспышки в закрытом тигле должна быть не менее 206; Температура самовоспламенения - не менее 343; Каждый слой должен быть высушен, не менее 24 ч при температуре приблизительно 20 Со.
В инструкции по заполнению заявки указано, что "от" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "до" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение.
В ГОСТ "7931-76 Олифа натуральная. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" указано, что
Наименование показателя |
Норма для олиф |
Методы испытаний |
||
|
льняной высшего сорта |
льняной первого сорта |
конопля- ной |
|
4. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4), с |
28-32 |
26-32 |
26-32 |
По ГОСТ 8420-74 и п.3.3а настоящего стандарта |
6. Кислотное число, мг KОН, не более |
6 |
6 |
7 |
По ГОСТ 5476-80* |
Натуральная олифа - горючий продукт.
Температура вспышки в закрытом тигле - не менее 206 °С.
Температура самовоспламенения - не менее 343 °С.
Натуральная олифа наносится кистью на чистую сухую поверхность. Сушка каждого слоя при температуре (202) °C - 24 ч.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит двусмысленный характер и вводит участников закупки в заблуждение. При этом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, с учетом инструкции по заполнению заявки, показатели со словами "от", "не более" не будут соответствовать показателям, установленным в действующем ГОСТ.
В ходе анализа Сведений о товарах, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что по позиции 22 установлены излишне детализированные характеристики, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Интерстрой-56" на действия муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и замене оконных блоков в здании МДОБУ "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа, расположенного по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с.Саратовка, ул.Центральная, 23 (номер извещения N 0353300025717000001), обоснованной.
2. Признать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
|
|
Директору муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад "Василек" с.Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
461538, Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с. Саратовка, ул. Центральная, 23
Директору ООО "СК "Интерстрой-56" 460027, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Беляевская, 44/4
Электронная площадка
ЭТП НЭП АО "ЭТС"
e-mail: auditors@etpz.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
17 мая 2017 г. г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
на основании своего решения по делу N 08-07-389/2017 от 17 мая 2017 года по жалобе ООО "СК "Интерстрой-56" на действия муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и замене оконных блоков в здании МДОБУ "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа, расположенного по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с.Саратовка, ул.Центральная, 23 (номер извещения N0353300025717000001), и в результате внеплановой проверки в соответствии с ч. 22 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению "Детский сад "Василек" с. Саратовка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области устранить нарушения положений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в срок до "05" июня 2017 года, для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0353300025717000001;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе N0353300025717000001, в порядке, предусмотренном ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных нарушений;
- определить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N0353300025717000001;
- определить срок окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0353300025717000001;
- определить дату проведения электронного аукциона N 0353300025717000001;
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
2. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
- обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе N 0353300025717000001,
- обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
3. В срок до "06" июня 2017 года проинформировать в письменном виде, а также по факсимильной связи (факс - 8(3532)778070) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера).
4. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 мая 2017 г. N 08-07-389/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017