Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17 мая 2017 г. N 137-17/гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. |
|
|
3. |
в присутствии: |
|
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" (далее также - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0160300020717000022 "Ремонт автомобильных дорог в муниципальных образований Новоузенского муниципального района Саратовской области" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия Заказчика - Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300020717000022 "Ремонт автомобильных дорог в муниципальных образований Новоузенского муниципального района Саратовской области".
Из жалобы следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.04.2017 в единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 363 165,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил избыточные требования к товарам (материалам) являющимся объектом закупки, таким как асфальт мелкозернистый тип B2, эмульсия битумная, что ограничивает количество участников такого аукциона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В Техническом задании Заказчик установил требование к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ.
Так, в п. 1 Показателях используемых в работе материалов Технического задания Документации об Аукционе указано: Асфальтобетонная смесь тип В. Смесь должна быть горячая, плотная. Марка требуется II, и должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия". Водостойкость, МПа, не менее 0,80. Водонасыщение в смеси, % по объему, от 1,5 до 4,0. Водонасыщение в вырубках, % по объему, не более 4,5. Водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей, МПа, не менее 0,70. Пределы прочности при сжатии: при 50оС, МПа, не менее 1,3; при 0оС, МПа, не более 13,0. Остаточная пористость, %, св.2,5 до 5,0. Пористость минеральной части, %, не более 22. Сдвигоустойчивость по: - коэффициенту внутреннего трения, МПа, не менее 0,78; - сцеплению при сдвиге при температуре 50оС, МПа, не менее 0,44. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0оС и при скорости деформирования 50 мм/мин, МПа, не менее 3,5 и не более 7,0.
В п. 2 Показателях используемых в работе материалов Технического задания Документации об Аукционе указано: Эмульсия битумная должна соответствовать ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные". Для приготовления эмульсий применяют битумы нефтяные дорожные вязкие с глубиной проникания иглы не менее 60, 0,1 мм по ГОСТ 22245. Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава не смешивается, плотного зернового состава не смешивается, содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе от 50 до 70. Условная вязкость при 20 °С, От 10 до 65. Сцепление с минеральными материалами, балл, не менее 5. Остаток на сите N 014, % по массе, не более 0,25. Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014), % по массе, не более: через 7 сут 0,3, через 30 сут 0,5. Устойчивость при транспортировании эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии: глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее: при 25 °С 60, при 0 °С 20, температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 47 растяжимость, см, не менее: при 25 °С 55 при 0 °С 3,5.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. "б" п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования указаны в п. 9.1 Документации об Аукционе.
Кроме того, Инструкцией по заполнению заявки Документации об Аукционе, также не предусмотрена возможность указывать в первой части заявки диапазонного значения показателей в соответствии с требованиями ГОСТов.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе".
Согласно ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Заказчик, предусмотрев в Инструкции по заполнению заявки указания конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, которые становятся известны после его производства, допустил нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика предоставил паспорта на товар, таких как асфальтобетонная смесь тип В разных производителей, эмульсия битумная.
Ссылка представителей Заказчика на паспорта на товар, нельзя принять во внимание, поскольку указанные паспорта выдаются на конкретную партию товара.
Кроме того, Комиссия Саратовского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 Единые требования к участникам электронного аукциона Документации об Аукционе, установлен перечень предоставляемых документов или копий этих документов, таких как свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту.
Пункт 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определяет, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно п. 11 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Предметом электронного аукциона является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.
В Ведомости объемов работ документации об Аукционе указаны работы, подлежащие выполнению. Так, например, в Ведомости работ указано: Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3; Розлив вяжущих материалов.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что работы, которые необходимо выполнить, следует относить к текущему ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, деятельность, не касающаяся капитального ремонта автомобильных дорог законодательством о градостроительной деятельности не регулируется. В действующем законодательстве отсутствует требование о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по текущему ремонту автомобильных дорог.
Комиссия Саратовского УФАС России признает Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик установил требование к участникам закупки о наличии копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, предоставление которого не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.05.2017 N0160300020717000022-1 на участие в Аукционе была подана единственная заявка, которая была допущена до участия в аукционе.
Комиссия Саратовского УФАС России решила предписание об устранении допущенных нарушений не выдать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия Заказчика - Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300020717000022 "Ремонт автомобильных дорог в муниципальных образований Новоузенского муниципального района Саратовской области" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч.1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
_____________________ (подпись) |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17 мая 2017 г. N 137-17/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017