Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17 мая 2017 г. N 85/2017
Резолютивная часть объявлена 17 мая 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
член Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Курская региональная общественная организация "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (жалоба содержит сведения о рассмотрении доводов жалобы в отсутствие представителя КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок") |
|
Заказчик |
Администрация Хомутовского района Курской области (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ..., ..., ... (по доверенности), представлены документы, удостоверяющие личность |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300000217000003 |
|
Объект закупки |
выполнение работ по организации строительства объекта: "Проезд по с. Сальное Сальновского сельсовета Хомутовского района Курской области" |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
4 813 973 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
1. По мнению заявителя, описание объекта закупки заказчика носит необъективный характер:
В техническом задании аукционной документации заказчиком в отношении товара "песок природный средний 1 или 2 класса" установлено требование к характеристике товара "полный остаток песка на сите N0,63", расширяющее диапазон допустимого верхнего значения, установленного ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ" (далее - ГОСТ 8736-2014), что противоречит требованиям указанного ГОСТ и нарушает положения ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
2. Податель жалобы считает, что в техническом задании аукционной документации заказчиком в отношении товара "песок природный средний 1 или 2 класса" установлено требование к указанию участниками закупки значения характеристики товара по показателю "максимальное содержание глинистых частиц", которое становится известным только в результате испытания определенной партии товара методом набухания в песках, что нарушает требования ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Заказчиком размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 05.05.2017 г. NРД3, в котором отсутствует предмет поступившего запроса, что нарушает требования ч.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" и не позволяет потенциальным участникам определиться с возможностью своего участия в электронном аукционе.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
На заседании Комиссии представители заказчика с доводом жалобы N3 не согласились, пояснив, что разъяснение положений аукционной документации размещено в связи с поступлением вопроса в устной форме, в связи с чем запрос заказчиком не размещался.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе N0144300000217000003:
- дата размещения изменений извещения о проведении электронного аукциона - 28.04.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 15.05.2017 г.
1. Довод жалобы N1 Комиссия признает обоснованным ввиду нижеследующего.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В аукционной документации заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара. Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен Техническим заданием.
В разделе 10.6 "Требования к качеству основных применяемых материалов" технического задания аукционной документации в п.1 прилагаемой таблицы заказчиком указано о необходимости соответствия закупаемого товара "Песок природный средний 1 или 2 класса" требованиям ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 25100-2011.
В пункте 1 таблицы технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования к следующим характеристикам закупаемого товара:
Наименование товара и его функциональные характеристики |
Минимальные и (или) максимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, установленные Заказчиком на основании текстов нормативных документов |
Песок природный средний 1 или 2 класса по ГОСТ 8736-2014 и ГОСТ 25100-2011; СП 34.13330.2012 (для устройства подстилающих и выравнивающих слоев) |
- модуль крупности - от 2,0 до 2,5; - разновидность песка - однородный или неоднородный; - полный остаток на сите N 0,63 - свыше 30 %; - максимальное содержание зерен крупностью свыше 10 мм - не более 5 %; - максимальное содержание зерен крупностью свыше 5 мм - не более 15 %; - максимальное содержание зерен крупностью менее 0,16 мм - не более 15 %; - максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц - не более 3 %; - максимальное содержание глины в комках не более 0,5 %; - минимальное значение коэффициента фильтрации песка - не менее 1,0 м/сут; - минимальное содержание зерен крупностью 0,16 мм и более - не менее 85 %; - максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов - до 740 Бк/кг; - максимальное значение степени неоднородности гранулометрического состава - менее 4 д.е. |
Как установлено Комиссией, положениями ГОСТ 8736-2014 предусмотрены перечисленные требования к характеристикам указанного в п.1 таблицы технического задания аукционной документации товара.
Вместе с тем, по показателю "полный остаток на сите N0,63" заказчиком установлен диапазон значений, не соответствующий диапазону допустимых значений, установленному ГОСТ 8736-2014. Согласно указанному ГОСТ, полный остаток песка на сите N063 для песка средней группы должен соответствовать следующему значению: " 30 " 45. Таким образом, максимальное значение показателя "полный остаток на сите N 0,63" в процентах по массе составляет 45. В данном случае заказчиком расширен диапазон значений показателя "полный остаток на сите N0,63", предусмотренный ГОСТ 8736-2014.
Указанные действия заказчика вводят в заблуждение участников закупки, создают предпосылки для указания участниками неверного значения показателя данной характеристики товара, нарушают требования ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в п.3.3 аукционной документации. Заказчиком в составе аукционной документации размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Согласно указанной инструкции "Требования к характеристикам товаров, которые предполагаются к использованию в ходе исполнения контракта, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие, в том числе, качество товара, его технические, функциональные и иные характеристики установлены в Техническом задании аукционной документации. Предлагаемый участником закупки товар должен соответствовать техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, в т.ч. ГОСТ указанным в аукционной документации_ В части представления сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, показателей и значений участником закупки в первой части заявки указывается точное и достоверное наименование товара, показателя, значения характеристик и функциональных свойств предлагаемого товара в соответствии с применяемыми в национальной системе стандартизации документами, в т.ч. ГОСТ, указанными в аукционной документации, если иное не предусмотрено документацией_ Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение (например, фракция щебня, рабочая температура, температура применения, температура эксплуатации, температура рабочей среды, температура окружающей среды), значение таких параметров должно указываться в виде диапазона, конкретное значение не допускается (в данном случае допускается указание в заявке предлогов, слов и знаков: "от", "до", "менее", "более", "свыше", "ниже", "выше", "не ниже", "не выше", "", "
", ">", "<"), за исключение случаев описания со словами "нижний предел", "верхний предел", "минимальная", "максимальная", например "минимальная температура рабочей среды" и т.д.".
Как следует из содержания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком при описании характеристик товара "Щебень из природного камня" использованы показатели, предусмотренные техническими регламентами, государственными стандартами, указанными в техническом задании аукционной документации.
Вместе с тем, при описании характеристик товара "Песок природный средний 1 или 2 класса" заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок сведений о конкретных показателях содержания глинистых частиц, значения которых становятся известными в результате испытания товара. Как следует из содержания положений ГОСТ 8736-2014, содержание глинистых частиц определяется методом набухания в песках, применяемых в дорожном строительстве.
Таким образом, в разделе 10.6 технического задания аукционной документации в п.1 таблицы заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными в результате испытания товара. Вместе с тем, результаты испытаний товара указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.).
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
3. Согласно ч.3 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_", любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.6 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчиком по собственной инициативе было принято решение о внесении изменений в аукционную документацию с целью устранения технической ошибки. Также представители заказчика пояснили, что в адрес заказчика от оператора электронной площадки запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе от участников закупки не поступали.
Таким образом, довод жалобы заявителя необоснован.
Допущенные заказчиком нарушения требований ФЗ "О контрактной системе..." не повлекли нарушения законных прав и интересов участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" обоснованной в части нарушения заказчиком - Администрацией Хомутовского района Курской области требований ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Администрацию Хомутовского района Курской области нарушившим требования ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения не повлекли нарушения законных прав и интересов участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении допущенных нарушений заказчику - Администрации Хомутовского района Курской области не выдавать.
4. Передать материалы дела N85/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17 мая 2017 г. N 85/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017