Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 997/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0158300013017000048 "Строительство автомобильной дороги х. Можаевка - х. Елань Тарасовского района Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Плешаковой О.А., Черкесовой А.Ю.), в отсутствии представителя Заявителя, представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя, документация об аукционе, размещенная на официальном сайте, не соответствует требованиям Закона.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, просил Комиссию признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300013017000048 от 20.04.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 69 711 480.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.05.2017 года в 08 часов 30 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в документации об аукционе установил противоречивые требования к объему привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
В силу п.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона Заказчик при определении подрядчика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать условия контракта.
В п.5.1.12 проекта контракта Заказчиком установлена обязанность подрядчика:
Привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 10 процентов от цены Контракта.
Однако в п.20 Информационной карты Заказчик указал:
- установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20% цены контракта (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Тем самым, Заказчик, определив в данных положениях документации различные объемы такого привлечения, создал неопределенность в отношении данного условия контракта в документации об аукционе. Следовательно, Заказчик нарушил ч.1 ст.64.
На заседании Комиссии Ростовского УФАС представитель Заказчика пояснил, что в проекте контракта допущена техническая ошибка - вместо 20% привлекаемых субподрядчиков из числа субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) указано 10%.
В этой связи Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что, с учетом позиции Заказчика, изложенной на заседании Комиссии, привлечение к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в объеме 20% удовлетворяет обоим приведенным положениям документации.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В п.8.7 проекта контракта Заказчик установил, в том числе, следующее:
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 и составляет 1 045 672,20 рублей (2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей или 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей).
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 69711480.00 рублей и по результатам торгов может быть заключен контракт на сумму ниже 50 000 000 рублей, что, согласно п.п. "б" п.5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 обуславливает ответственность Заказчика в размере 2 процента от цены контракта. Таким образом, Заказчик, устанавливая свою ответственность в виде штрафа 1,5% от цены контракта, нарушил ч.5 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.8.6 проекта контракта Заказчик установил следующее:
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 и составляет 679 114,8 рублей (5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей или 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей).
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 69711480.00 рублей и по результатам торгов может быть заключен контракт на сумму ниже 50 000 000 рублей, что, согласно п.п. "б" п.4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 обуславливает ответственность Подрядчика в размере 5 процентов цены контракта. Таким образом, Заказчик, устанавливая ответственность Подрядчика в виде штрафа 1% от цены контракта, нарушил ч.8 ст.34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.5, 8 ст.34, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о приведении проекта контракта в соответствии с требованиями Закона и настоящего решения на стадии его направления победителю аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 мая 2017 г. N 997/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017