Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2017 г. N 44-1983/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 3" (далее - Заказчик):
ООО "Компакт-плюс" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11572-ЭП/17 от 12.05.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания литер А (пищеблок) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200009817000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 577 650,24 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2017 N1787505 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "1) Нарушение инструкции по заполнению заявки. В документации об электронном аукционе указано: "Характеристики товаров со словами "должен", или "должна", или "должно" относятся к показателям, значение которого не может изменяться, что означает указание в первой части заявки точного установленного в документации об аукционе показателя и неизменяемого значения показателя." Участник закупки изменил значения неизменяемых показателей: "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С должна быть не менее 24 ч. Морозостойкость краски должна быть не менее 5 циклов. Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С должно быть не более 1 ч.", указав: "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20
2) °С 24 ч. Морозостойкость краски 5 циклов. Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С - 1 ч.", убрав слова "не более" и "не менее". Также в аукционной документации указано: "При использовании в документации об аукционе только в отношении показателей, значения которых не может изменяться, слов "не более" или "не менее", вышеуказанные слова или знаки относятся к неизменяемому значению показателя и не должны удаляться участником закупки из состава неизменяемого значения показателя."
2) Нарушение инструкции по заполнению заявки. В документации об электронном аукционе указано: "Характеристики товаров с одновременным использованием слов "от" и "до" между двумя числовыми значениями с указанием числовых значений относятся к показателям, для которых установлены максимальные и минимальные значения, и означают указание в первой части заявки точного установленного в документации об аукционе показателя и числового значения показателя, который должен быть равен либо более установленного в документации об аукционе значения указанного показателя, обозначенного словом "от", но не более установленного в документации об аукционе значения указанного показателя, обозначенного словом "до", либо равен, либо менее установленного в документации об аукционе значения указанного показателя, обозначенного словом "до", но не менее установленного в документации об аукционе значения указанного показателя, обозначенного словом "от"", участник закупки не указал числовое значения показателя "рН краски от 7,5 до 9,5.", указав диапазонное значение: "рН краски 7,5 - 9,5".
3) Нарушение инструкции по заполнению заявки. В документации об электронном аукционе указано: "При подготовке предложения участника аукциона по товарам, их качественным и иным характеристикам товаров участником аукциона указываются сведения, соответствующие установленным документацией требованиям к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика с учетом следующих положений: в заявке участника аукциона не допускается указание слов и словосочетаний: "необходим", "необходима", "необходимо", "минимальный", "минимальная", по отношению к характеристикам поставляемых товаров, за исключением случаев, указанных в настоящей документации об аукционе.". Участник закупки в своем предложении указывает: "Минимальная степень защиты IP 54.".".
Например, согласно п. 2 "Краска тип 1" Приложения N 9 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С должна быть не менее 24 ч. Морозостойкость краски должна быть не менее 5 циклов. Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С должно быть не более 1 ч.".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указано следующее: "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С 24 ч. Морозостойкость краски 5 циклов. Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С - 1 ч.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3.1.2 раздела 3 Части I документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "При использовании в документации об аукционе только в отношении показателей, значения которых не может изменяться, слов "не более" или "не менее", или "от А до В", или "от", или "до", знака "-", "/" между двумя числовыми значениями показателя, или слова "или", или слова "менее", "более", "минимальный", "минимальная", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное" или знаков нестрогого или знаков строгого неравенства, или слова "более", вышеуказанные слова или знаки относятся к неизменяемому значению показателя и не должны удаляться участником закупки из состава неизменяемого значения показателя.".
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указаны значения показателей стойкости пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С; морозостойкости краски; времени высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С без сопровождения словами "не менее" и "не более", что противоречит вышеуказанному положению инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке.
Комиссия УФАС не выявила в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Например, согласно п. 2 "Краска тип 1" Приложения N 9 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С должна быть не менее 24 ч. Морозостойкость краски должна быть не менее 5 циклов. Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С должно быть не более 1 ч.".
Согласно документации о закупке Заказчиком установлены две инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе: в разделе 3 Части I и в разделе 6 Части III документации о закупке.
Согласно инструкции в разделе 3 Части I документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "При подготовке предложения участника аукциона по товарам, их качественным и иным характеристикам товаров участником аукциона указываются сведения, соответствующие установленным документацией требованиям к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика с учетом следующих положений: в заявке участника аукциона не допускается указание слов и словосочетаний: "должен", "должна", "должно", "должна состоять из", "должен состоять из", "должно состоять из", "должен быть", "должно быть", "должна быть", "должен представлять собой", "должна представлять собой", "должно представлять собой", "может", "могут", "может быть", "могут быть", "обязан", "обязаны", "обязано", "обязана", "обязан быть", "обязано быть", "обязана быть", "обязаны быть", "необходим", "необходима", "необходимо", "требуемый", "требуемая", "требуемое", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "лучше", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "меньше", "больше", "от А до В", "свыше", "от", "до", "допустимый", "минимальный", "минимальная", "необходимое", "необходимый", необходимая", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное", "или", "либо", знаков строгого неравенства, знаков нестрогого неравенства, "не превышает, не превышать", "превышает, превышать", по отношению к характеристикам поставляемых товаров, за исключением случаев, указанных в настоящей документации об аукционе. При использовании в документации об аукционе только в отношении показателей, значения которых не может изменяться, слов "не более" или "не менее", или "от А до В", или "от", или "до", знака "-", "/" между двумя числовыми значениями показателя, или слова "или", или слова "менее", "более", "минимальный", "минимальная", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное" или знаков нестрогого или знаков строгого неравенства, или слова "более", вышеуказанные слова или знаки относятся к неизменяемому значению показателя и не должны удаляться участником закупки из состава неизменяемого значения показателя.".
Таким образом, согласно инструкции участник закупки при заполнении первой части заявки обязан одновременно указать, например, слова "не менее" в показателе "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С должна быть не менее 24 ч.", при этом заявка не должна содержать слова "не менее".
Следовательно, первая часть заявки на участие в аукционе не может одновременно соответствовать двум противоречивым положениям инструкции. Наличие противоречивых положений инструкции позволяет аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок руководствоваться одним из противоречивых правил.
Например, согласно п. 124 "Трубки гофрированные" Приложения N 9 к Техническому заданию документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Минимальная степень защиты IP 54.".
Согласно инструкции в разделе 3 Части I документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "При подготовке предложения участника аукциона по товарам, их качественным и иным характеристикам товаров участником аукциона указываются сведения, соответствующие установленным документацией требованиям к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика с учетом следующих положений: в заявке участника аукциона не допускается указание слов и словосочетаний: ... "минимальная", "необходимое", "необходимый", необходимая", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное", "или", "либо", знаков строгого неравенства, знаков нестрогого неравенства, "не превышает, не превышать", "превышает, превышать", по отношению к характеристикам поставляемых товаров, за исключением случаев, указанных в настоящей документации об аукционе. Не указание участником закупки в первой части заявки величин и единиц измерения, если документацией об аукционе установлены требования к величинам и единицам измерения соответствующих показателей товара, и (или) использование величин и единиц измерения, отличных от установленных документацией об аукционе, а также изменение наименований показателей товаров, будет расцениваться аукционной комиссией как несоответствие предоставленной информации требованиям документации об аукционе.".
Комиссия УФАС установила, что положения инструкции по заполнению первой части заявки и Приложения N 9 к Техническому заданию не содержат указание на то, что является наименованием показателя, а что является значением показателя.
Следовательно, согласно положениям инструкции участник закупки должен указать значение показателя "минимальная степень защиты IP" без использования слова "минимальная", при этом данное слово является частью наименования показателя, что не позволяет указать в первой части заявки значение показателя "минимальная степень защиты IP" без использования слова "минимальная".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе содержит противоречивый порядок заполнения, который не позволяет заполнить заявку.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-1982/17 от 19.05.2017.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 34, 64, 66, 67, 70, 94, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Простор" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика не передавать в связи с их передачей по делу N 44-1982/17 от 19.05.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2017 г. N 44-1983/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017