Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2017 г. N 44-1988/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова" (далее - Заказчик):
АО "Эн-Системс" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11732-ЭП/17 от 12.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Учебно-лабораторный корпус, 2-я очередь, г. Санкт-Петербурга" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.05.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100032717000019. Начальная (максимальная) цена контракта 381 101 870,00 руб.
В жалобе АО "Эн-Системс" указывает на неправомерные действия Заказчика в рамках доводов, изложенных в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в документации о закупке присутствует требование к победителю по результатам проводимой закупки в части согласования кандидатов на ключевые руководящие позиции, противоречащее ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком по собственной инициативе 19.05.2017 внесены изменения в документацию о закупке, в том числе в части установления оспариваемого требования.
Следовательно, жалоба в данной части признается необоснованной.
2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком, в пп. 3.1.3. к Части I Части II документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой:
"Графа 5 содержит требования к значениям показателей, исходя из которых участник должен указать одно конкретное значение. При этом первая часть заявки не должна содержать слов/словосочетаний "от", "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "(с)выше", "не ниже" и т.д.".
Вместе с тем, инструкция по заполнению первой части заявки не содержит исчерпывающего перечня формулировок, не допустимых к употреблению в составе первой части заявки участников, а так же не содержит порядка определения этих формулировок.
Следовательно, довод жалобы признается обоснованным.
Заказчиком, в пп. 3.1.3. к Части I Части II документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой:
"Значения, взятые в [_] являются неизменными";
"В случае установления неизменных значений с использованием союзов "или", "либо", знака ";" участник должен выбрать одно из предложенных значений".
Вместе с тем, в случае выбора одного из вариантов значений показателя, данный показатель не может считаться / называться неизменным. Так же, не представляется возможным установить, какое правило (применение [_] или союзов "или", "либо", знака ";") является приоритетным при представлении сведений о неизменных значениях показателей.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении противоречивых требований в инструкции по заполнению заявки.
3. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается
Заказчиком, в п. 7.1.9. Технического задания установлено следующее условие:
"Подрядчик обязан в процессе разработки рабочей документации включать в проект рабочей документации сведения о товарах, используемых при выполнении работ, характеристики которых соответствуют характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, указанных в заявке Подрядчика. При этом Подрядчик должен указывать в рабочей документации преимущественно российского производства или производства стран, входящих в Таможенный союз. Оборудование, которое необходимо применять в процессе выполнения работ, и которое указывается в рабочей документации, также должно быть преимущественно российского производства или производства стран, входящих в Таможенный союз".
Таким образом, при формировании рабочей документации подрядчик обязан использовать товары, представленные в составе первой части заявки на участие в закупке преимущественно российского производства или производства стран, входящих в Таможенный союз. Вместе с тем, Законом о контрактной системе, в том числе ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, не предусмотрена необходимость учета положений документации о закупке в части указания страны происхождения товара для формирования рабочей документации при формировании первой части заявки на участие в закупке. Исходя из представленных положений документации о закупке, в случае отсутствия товаров российского производства или производства стран, входящих в Таможенный союз в составе первой части заявки Заявителя, п. 7.1.9. Технического задания невозможен к исполнению, даже при полном соответствии представленных участником сведений положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
4. Заявитель в жалобе указал на установление требований к выполнению работ в локальном сметном расчете не в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с п. 2.2 раздела II приложения к постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются. Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) - к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.
Следовательно, строительство осуществляется на основании видов работ, установленных в сметной документации на основании п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 Раздела 1 "Усиление колонн и ригелей - узлы - ГУАР-33/15КР (П), листы 5-9. Узел 1 - ГУАР-33/15КР (П), лист 5 - 18 шт." локальной сметы N 02-01-04 КР Заказчиком установлен следующий вид работ: "Сверление установками алмазного бурения в железобетонных конструкциях горизонтальных отверстий глубиной 200 мм диаметром: 40 мм".
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации строительство объекта капитального строительства осуществляется, в том числе, на основании проектной документации.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликована проектная документация. На заседание Комиссии УФАС в подтверждение доводов Заказчика и Уполномоченного органа предоставлена проектная документация, которая соответствует проектной документации, опубликованной на официальном сайте единой информационной системы.
В соответствии с п. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, (далее - Положение) настоящее положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
В соответствии с п. 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены п.п. 10 - 32 Положения.
Согласно листу 5 Раздела 1 "Узел 1 - ГУАР-33/15-КР(П) (лист 5-9)" глубина бурения в ж/б конструкциях составляет 400 мм.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной систем исполнение контракта включает в себя, в том числе следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст. 94 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.1 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее: "1.1 Заказчик поручает Подрядчику выполнение Подрядных работ, а Подрядчик обязуется выполнить подрядные работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), Графиком выполнения Подрядных работ (Приложение N2) и Проектно-сметной документацией (Приложение N 3) за свой риск, своими силами и средствами, а также силами и средствами привлеченных им Субподрядчиков, в соответствии с условиями и сроками Контракта, действующими СНиП, ГОСТ и ТСН, а Заказчик обязуется выполненные работы принять и оплатить согласно Контракту".
Таким образом, при наличии в сметной документации (со ссылкой на проектную документацию) видов работ, которые не соответствуют проектной документации, осуществление приемки выполненных работ, которые не могут одновременно соответствовать сметной документации и проектной документации, невозможно.
Вывод Комиссии УФАС также подтверждается следующими положениями проекта государственного контракта:
- п. 2.11 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее: "В случае выявления несоответствия сведений об объемах, содержании и стоимости работ, отраженных в актах сдачи-приемки работ фактически выполненным работам и их стоимости, определенной Контрактом, Заказчик не подписывает документы до внесения Подрядчиком в них соответствующих изменений.".
- п. 2.12 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее: "Объемы работ, выполненные Подрядчиком с отклонениями от технической (проектной, сметной) документации, строительных норм, требований и правил, а также условий Контракта, не подлежат принятию Заказчиком до устранения отклонений".
- п. 5.10.6 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее: "В случае если будут обнаружены некачественно выполненные работы, дефекты, отступления от условий Контракта, то Подрядчик обязан своими силами и без увеличения стоимости Контракта в согласованный сторонами срок, но не позднее 10 рабочих дней с момента получения письменного уведомления от Заказчика, переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества".
На основании изложенного, несоответствие видов работ, указанных в локальном сметном расчете, видам работ, указанных в проектной документации, не позволяет выполнить работы и осуществить их приемку в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями проекта контракта.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки, которое не позволяет надлежащим образом исполнить обязательства по контракту.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Эн-Системс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2017 г. N 44-1988/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017