Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2017 г. N 44-2022/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Заказчик):
ООО "Атол Драйв" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11904-ЭП/17 от 15.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на тахографы (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0572500000217000052. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 057 600,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке положений технического задания не в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Поверка: Тахограф должен быть метрологически поверен. Калибровка: Тахограф должен калиброваться с использованием метрологического оборудования.".
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанное положение технического задания документации о закупке противоречит Федеральному закону "Об обеспечении единства измерений" в части отсутствия законодательно установленной обязанности по метрологической калибровке и поверке тахографов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ прослеживаемость - свойство эталона единицы величины, средства измерений или результата измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном или национальным первичным эталоном иностранного государства соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единиц величин иностранных государств.
В соответствии с п. 4.1 приказа Росстандарта от 22.01.2014 N 36 "Об утверждении рекомендаций по проведению первичной и периодической аттестации и подготовке к утверждению эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений" в качестве государственных эталонов, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут быть использованы эталоны и средства измерений, в том числе ввезённые из-за рубежа, с установленными обязательными метрологическими и техническими характеристиками, условиями содержания и применения, а также межаттестационными интервалами. В качестве государственных эталонов могут быть аттестованы средства измерений неутверждённого типа. Соответствие обязательным метрологическим требованиям таких эталонов должно подтверждаться дополнительной информацией к сертификатам калибровки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в документации о закупке не установлено требование к оборудованию для проведения калибровки и поверки тахографов, при этом установлено, что данное оборудование должно являться метрологическим, что не противоречит законодательству Российской Федерации.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5.2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Степень защиты с лицевой стороны от проникновения пыли и воды по ГОСТ 14254: Не менее IP54. Степень защиты корпуса тахографа от проникновения пыли и воды по ГОСТ 14254: Не менее IP40.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 53831-2010 (п. 5.1.3 Части III документации о закупке).
В соответствии с п. 4.2.10 ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" в условиях эксплуатации тахографы должны быть защищены от попадания влаги и пыли. Тахограф должен соответствовать требованиям уровня защиты IP 40, а датчик движения должен удовлетворять требованиям уровня защиты IP 64 в соответствии с ГОСТ 14254.
Таким образом, ГОСТ Р 53831-2010 не содержит требования к показателю степень защиты с лицевой стороны от проникновения пыли и воды.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требования о наличии сертификата соответствия государственному стандарту.
Согласно п. 5.1.3 Части III документации о закупке технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (с навигационно-криптографическим модулем) должны соответствовать и иметь документы, подтверждающие:
- соответствие Требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 г. N 36 (наличие информации в перечне ФБУ "Росавтотранс").
- соответствие государственному стандарту ГОСТ Р 41.10-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости", принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184, и/или ЕЭК ООН N10 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости" (Сертификат соответствия ГОСТ).
- соответствие национальному стандарту РФ ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст) (Сертификат соответствия ГОСТ).
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с п. 2 ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о предоставлении сертификата соответствия товара государственному стандарту в соответствии с законодательством о техническом регулировании и законодательством о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке требовании о предоставлении в составе второй части заявки документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Части II (подпункт 1.6.4.1. части I) документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен обладать Лицензией Управления Федеральной Службы Безопасности "На осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", выданная мастерским, осуществляющим установку тахографа в транспортное средство, активацию блока СКЗИ тахографа, калибровку, ремонт тахографа, а также агентам осуществляющим выдачу карт водителя, предприятия конечным пользователям согласно п. 12, 20, 21, Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, согласно 99-ФЗ от 07.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Положения о лицензировании" утвержденного Постановлением Правительства N313 от 16.04.2012 г., с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности в г. Санкт-Петербурге или Ленинградской области.".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит следующая деятельность: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом, Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), при этом Заказчиком не установлено требование о предоставлении данной лицензии в составе второй части заявки на участие в аукционе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атол Драйв" частично обоснованной в части доводов об установлении нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя; о неустановлении требования к составу второй части заявки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2017 г. N 44-2022/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017