Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2017 г. N 44-2023/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ гимназия N 642 "Земля и Вселенная" Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Балтийский Заказчик" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11919-ЭП/17 от 15.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений по адресу Санкт-Петербург, улица Гаванская, дом 54, литер Б (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002317000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 074 922,86 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление необъективного описания объекта закупки, нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей, а также показателей, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно п. 46 "Крепления тип 1" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Должен быть для труб диаметром 50 мм. Размер А должен быть не менее 59 и не более 61 мм. Расстояние Н должно быть до 89 мм.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 24137-80, ГОСТ 24140-80 (п. 8.2 Части III документации о закупке).
В соответствии с п. 2 ГОСТ 24137-80 "Детали крепления трубопроводов. Хомуты. Конструкция и размеры" Конструкция и размеры хомутов должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице:
Размеры, мм
|
|
|
|
|
|
|
D |
A |
H |
d |
l, не менее |
Масса, кг |
Применяемость
|
|
_1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
60 |
90 |
М10 |
40 |
0,125 |
|
|
65 |
95 |
|
|
0,133 |
|
|
70 |
100 |
|
|
0,141 |
|
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 24137-80 значением показателя размера А, соответствующим требованию к диаметру, является 60 мм. При этом участник закупки не может указать значение расстояния H, соответствующее требованиям документации о закупке (до 89 мм) и требованиям ГОСТ (90 мм).
Согласно п. 40 "Крепления" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Должен быть для труб диаметром 20 мм. Масса должна быть не более 0,212 кг.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 24137-80 (п. 8.2 Части III документации о закупке).
Согласно таблице ГОСТ 24137-80 масса крепления для труб диаметром 20 мм составляет 0,022 кг.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Аналогичные доводы жалобы по п.п. 48, 59, 60, 27 Приложения N 3 к Техническому заданию признаны обоснованными.
Согласно п. 39 "Кран шаровый" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Номинальное давление не более 6 МПа. Номинальное давление более 0,6 и менее 2,5 МПа.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены противоречивые требования к показателю номинального давления крана шарового, которые позволяют в отношении одного товара указать в первой части заявки различные значения показателя номинального давления.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.
Согласно п. 47 "Трубопроводы тип 1" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Номинальный диаметр должен быть менее 90-м. Предельные отклонения от номинального диаметра не более 0,5 м в большую сторону.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 22689.2-89 (п. 8.2 Части III документации о закупке).
В соответствии с ГОСТ 22689.2-89 "Трубы полиэтиленовые канализационные и фасонные части к ним. Конструкция" единицей измерения предельного отклонения является "мм".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке нестандартные показатели, которые не позволяют определить соответствие потребности Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Балтийский Заказчик" частично обоснованной в части доводов об установлении необъективного описания объекта закупки, нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей, а также показателей, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2017 г. N 44-2023/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017