Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 мая 2017 г. N 73
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -А.С. Уракчиева -руководителя управления;
Членов Комиссии: - Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела контроля закупок
в отсутствие представителей ООО "Скорость" (355042, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 102/1)(далее - Заявитель), в присутствии представителей от Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик)Деккушевой А.А. по доверенности от 17.05.2017 N 3, Керезь Р.В. по доверенности от 17.05.2017 N5, от Управления Карачаево - Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) Байчорова А.Х. по доверенности от 18.04.2017 б/н, Боташевой Л.С. по доверенности от 18.04.2017 б/нрассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчикасодержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту зданий, в целях создания в муниципальных казенных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом, номер извещения 0179200001917000309 (далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru(далее - ЕИС)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Карачаево - Черкесское УФАС) 11.05.2017 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчикане установившегов документации требований к участникам закупки о предоставлении документов подтверждающих опыт исполнения работ в соответствии с дополнительными требованиями по постановлению Правительства от 04.02.2015 N99. Также заявитель указывает на несоответствия в извещении и аукционной документации сведений по преимуществам и ограничениям предоставляемым СМП и СОНКО, и указывает на нарушения п. 1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе в части установления срока оплаты работ.
Заказчик не согласился с доводами жалобы и в своих возражениях указал следующее.
1.По первому доводу жалобы представитель Заказчика указал, что в п. 25 Раздела 2 Информационной карты установлено дополнительное требование к участникам закупки на основании постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N99, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота) на право заключить который проводится закупка.
При этом в п. 26 Раздела 2 Информационной карты установлены конкретные требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе:
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ). Указанный документ (документ) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, Заказчик четко установил требования к составу второй части заявки и не нарушил требования Закона о контрактной системе.
2. По второму доводу жалобы Заказчик указал, что в п. 8 Раздела 2 аукционной документации установлено ограничение участия в закупке СМП и СОНКО. В п. 9 Раздела 2 аукционной документации установлено преимущество для СМП и СОНКО. В п. 26 Раздела 2 документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника такого аукциона к СМП и СОНКО. В извещении установлено только ограничение для СМП и СОНКО, так как отсутствует техническая возможность устанавливать преимущества для указанных субъектов. Таким образом, указанная информация в документации ив извещении не противоречит действующему законодательству и не вводит участников закупки в заблуждение.
3. По третьему доводу жалобы Заказчик сообщил, что Федеральный закон от 01.05.2017 N83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в силу 1 мая 2017 года. Извещение о проведении данного аукциона опубликовано в ЕИС 26 апреля 2017 года. Таким образом, на момент публикации извещения положения Федерального закона N83-ФЗ не вступили в силу.
В результате рассмотрения жалобы, с учетом вышеизложенного,Комиссия УФАС по КЧР установила, что доводы жалобы являются необоснованными.
В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 26.04.2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 15 911 000 рублей 00 копеек. Аукционная документация утверждена министром образования и науки КЧР Кравченко И.В.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки являются выполнение работ по ремонту зданий.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8). Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (пункт 10).
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В приложениях N 7 и N 8 к данным правилам и нормам приведены рекомендуемые перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Таким образом, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Указанная позиция подтверждается Решением Верховного суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 43.39.19.190 "Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки"при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 15 911 000 рублей 00 копеек.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в состав работ по ремонту зданий входят работы по капитальному ремонту, в том числе оказывающих влияние не безопасность объектов капитального строительства, например в МКОУ "СОШ а. Мало - Абазинск", МКОУ "СОШ N 4 с. Кызыл - Покун", в частности строительно - монтажные работы: установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно - откидных) с площадью проема более 2м2 трёхстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления; работы по капитальному ремонту кровли; наружные сети водопровода и канализации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Разделе 4 "Техническое задание", пункте 21 Информационной карты аукционной документациипредусмотрено, что место выполнения работ определены по 9 объектам, а именно:
1. КЧР, Хабезский район, а.Бесленей, ул. Школьная, 1.
2. КЧР, Ногайский район, аул Икон-Халк, ул. Артура Найманова, 16.
3. КЧР, Адыге-Хабльский район, х. Грушка, ул. Гагарина, д. 75
4. КЧР, а. Хумара, ул. Курортная, 65
5. КЧР, Усть-Джегутинский р-н, аул.Эльтаркач, ул.Подлесная, д.1.
6. КЧР, Малокарачаевский Район, Аул Кызыл-Покун, ул.Школьная, д. 6
7. КЧР, аул Псыж, ул. З. Кунижева, д. 259
8. КЧР, с. Предгорное, ул. Садовая, д. 40
9. КЧР, Зеленчукский р-н, ст. Кардоникская, ул. Ленина, 76.
На заседании Комиссии установлено, что в аукционной документации включены работы по ремонту зданий, расположенных в разных муниципальных районах Карачаево- Черкесской Республики, то есть территориально отделенных друг от друга.
В составе аукционной документации в ЕИС размещены локально - сметные расчеты, а также сводные сметные расчеты по каждому зданию (объекту ремонта), что индивидуализирует каждый объект ремонта как самостоятельный объект торгов, что позволяет Заказчику организовать торги по каждому такому объекту отдельно.
Объединение в один аукцион выполнение работ по ремонту зданий, находящихся в разных муниципальных районах КЧР, территориально отдаленных друг от друга, ограничивает потенциальное количество участников, желающих принять участие в аукционе, возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и выполнения работ по предмету контракта.
Подобные действия противоречат статьи 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с которой при проведении торгов запрещается действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 28.03.2016 N307 - КГ16-1305.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих необходимость объединения в один аукцион выполнение работ по ремонту зданий, находящихся в разных муниципальных районах, в том числе территориально отдаленных друг от друга, а также не обосновали установление дополнительных требований в соответствии с приложением N1 Постановления N99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что объединение в один аукцион выполнение работ по ремонту зданий, находящихся в разных муниципальных районах, в том числе территориально отдаленных друг от друга, а также установление дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года нарушают часть 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия УФАС по КЧР в следующих позициях технического задания аукционной документации усматривает нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком в документации требований к описанию участниками закупки конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний:
По позициямтрубы из полипропилена, номинальный наружный диаметр: 40 мм, 25 мм: "Относительное удлинение при разрыве, %, не менее 200".
По позиции гвозди строительные: "Предельные отклонения условного диаметра стержня и толщины гвоздей фасонного сечения должны соответствовать предельным отклонениям условного диметра и толщины проволоки фасонного сечения. Угол заострения по граням не должен быть более сорока градусов. На стержне гвоздя допускаются продольные лыски с поперечными рисками от подающего ножа, четырехстороннее смятие, незначительные насечки и следы от разъемных матриц, под головкой гвоздя диаметрально расположенные наплывы металла".
По позицииблок оконный: "Глубина внутреннего герметизирующего слоя (первый слой) на прямолинейных участках должна быть не менее 4 мм. Глубина наружного герметизирующего слоя по торцу стеклопакета должна быть не менее 3 мм. Общая глубина герметизирующих слоев - не менее 9 мм. Глубина вторичного герметизирующего слоя стеклопакета не более 6 мм".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, не ограничиваясь приведенными в решении примерами.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также по позиции профнастил оцинкованный С8-1150-0,5 Заказчик ссылается на недействующий ГОСТ 24045-2010, который был заменен на ГОСТ 24045-2016.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО"Скорость" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N73 от 18.05.2017 г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены КомиссииГ.П. Аврахова
Д.М. Керейтова
Р.Х. Туркменова
Ж.П. Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 мая 2017 г. N 73
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017