Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19 мая 2017 г. N 77
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -- К.А.Бабаева - зам. руководителя управления;
Членов Комиссии: - Г.П.Авраховой- заместителя руководителя управления-начальника отдела закупок;
-Д.М.Керейтовой - главного специалиста эксперта отдела;
- Р.Х.Туркменовой - главного специалиста эксперта отдела;
- Ж.П.Немчиновой - специалиста эксперта отдела,
при участии: представителей Заказчика - Администрации Зеленчукского муниципального района Канивец Л.И., Гаджаевой О.С., Хахилевой С.И. ( по доверенности), в отсутствии ИП Кардановой Э.А. (Заявитель) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 15.05.2017 г. поступила жалоба ИП Кардановой Э.А ( г.Черкесск) , на действия Комиссии Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на "Изготовление мебели и поставку сопутствующих изделий", уникальный номер закупки 0379300016717000004 на сайте www.zakupki.gov.ru, начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 964 882.0 руб. Аукционная документация утверждена начальником управления образования Администрации Зеленчукского МР Лосевой В.Г., ответственное должностное лицо - Гаджаева О.С.
По мнению Заявителя :
1. Комиссией Заказчика необоснованно отклонена первая часть его заявки. Заказчик сознательно увеличивает диапазоны значений , включая показатели, которые заведомо могут рассматриваться Комиссией Заказчика как соответствующие значениям документации, но противоречащие требованиям Стандартов, что влечет отклонение участников.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления Заказчиком в документации , извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации , последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели.
2. Содержание формальдегида в плитах ЛДАП можно определить только по результатам определенной партии товара после его производства, что запрещено законом о контрактной системе.
3. Также Заказчик устанавливает преднамеренно противоречивые сведения. По позиции 12 "Стул тип 1" Заказчиком установлены требования "подпятник пластиковый" и "Основания изделия касания с полом должны быть оборудованы войлочным либо силиконовыми подпятниками, которые позволят при необходимости перемещать изделие по напольным поверхностям, не нанося при этом им ущерб", что исключает возможность подачи верного предложения.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает отклонение заявки Заявителя законным и обоснованным. В заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал свою позицию.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав представителей Заказчика , установила следующее.
1. Согласно требованию ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В соответствии с техническим заданием аукционной документации Заказчик указал закупку товаров для детей по 21 позиции. Классификационные требования к материалам изготовления объектов закупки:
- все изготавливаемые изделия должны соответствовать требованиям нормативно-правовых документов, в том числе установленных требованиями документации ГОСТ, а также СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 (с изменениями на 28 июня 2010 года), в том числе содержание формальдегида должно быть не более 20 мг/100 г абс. сухой плиты. Плитный материал изготовления ЛДСП (за исключением прямого указания на материал изготовления и его соответствия нормативно-правовым документам в табличной части) должен соответствовать ГОСТ 10632, а также подконтрольных ему нормативно-правовым документам. Все каркасные части изделий ЛДСП каркасов и оснований должны соответствовать классу эмиссии 0.5*-2*, а предел прочности материала изготовления такого ЛДСП при изгибе, растяжении должен быть не менее 0,1 Мпа.
Согласно ГОСТу 10632-2014 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия" класс эмиссии формальдегида (табл.6) должен быть Е 05 ,Е1 и Е2. Предельно допустимые нормы содержания формальдегида в плите до 4.0 , свыше 4.0 до 8.0 включительно и свыше 8.0 до 20.0 включительно соответственно.
Согласно табл. А.1 приложения А ГОСТа 10632-2014 класс эмиссии формальдегида Е 0.5 установлен для производства детской мебели, мебели для учебных заведений, мебели для дошкольных учреждений и другой мебели; класс Е1 - для производства бытовой мебели, мебели для общественных помещений и изделий, предназначенных для эксплуатации внутри жилых и общественных зданий и помещений, Е2 - для производства других изделий , кроме мебели.
Согласно таблицам 3 и 4 ГОСТа установлены нормы для плит разной номинальной толщины 18,20,22,23,25 мм: предел прочности при изгибе и предел прочности при растяжении.
Для участия в аукционе поступили заявки от 5 участников; 4- отклонены, одна допущена.
Заявитель в своей заявке указывает, что "все изготавливаемые изделия соответствуют требованиям нормативно-правовых документов, в том числе установленных требованиям документации ГОСТ, а также СанПин 2.4.7/1.11286-03 ( с изменениями на 28 июня 2010 года) , в том числе содержание формальдегида 10 мг/100 г абс. сухой плиты. Плитный материал изготовления ЛДСП ( за исключением прямого указания на материал изготовления и его соответствия нормативно-правовым документам в табличной части) соответствует ГОСТ10632 , а также подконтрольных ему нормативно-правовым документам. Все каркасные части изделий ЛДСП каркасов и оснований соответствуют классу эмиссии Е1 , а предел прочности материала изготовления такого ЛДСП при изгибе, растяжении 0.1 Мпа". Все товары новые, не бывшие в употреблении. По всем позициям, по которым не указан товарный знак , товарный знак - отсутствует_.".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников от 28 апреля 2017 года заявка Заявителя под номером 5 отклонена по основанию: "отказать в допуске на основаниич.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в связи с непредставлением или предоставлением недостоверной информации согласно требований к объектам закупки , установленным в техническом задании , документации, извещении , а именно: классификационные требования к материалам изготовления объектов закупки ( в соответствии с требованиями Технического задания - " участником должны быть представлены все соответствующие конкретные показатели и сведения согласно нормативно-техническим документам регламентирующих изготовление таких объектов закупки"): требования документации - "все изготавливаемые изделия должны соответствовать требованиям нормативно-правовых документов, в том числе установленных требованиями документации ГОСТЮ, а также СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 ( с изменениями на 28 июня 2010 года), в том числе содержание формальдегида должно быть не более 20 мг/100 г абс. сухой плиты. Плитный материал изготовления ЛДСП ( за исключением прямого указания на материал изготовления и его соответствия нормативно-правовым документам в табличной части) должен соответствовать ГОСТ 10632, а также подконтрольных ему нормативно-правовым документам. Все каркасные части изделий ЛДСП каркасов и оснований должны соответствовать классу эмиссии 0.5 -2, а предел прочности материала изготовления такого ЛДСП при изгибе , растяжении должен быть не менее 0.1 Мпа"; предложение участника - " все изготавливаемые изделия соответствуют требованиям нормативно-правовых документов, в том числе установленных требованиям документации ГОСТ, а также СанПин 2.4.7/1.11286-03 ( с изменениями на 28 июня 2010 года) , в том числе содержание формальдегида 10 мн/100 г абс. сухой плиты. Плитный материал изготовления ЛДСП ( за исключением прямого указания на материал изготовления и его соответствия нормативно-правовым документам в табличной части) соответствует ГОСТ10632 , а также подконтрольных ему нормативно-правовым документам. Все каркасные части изделий ЛДСП каркасов и оснований соответствуют классу эмиссии Е1 , а предел прочности материала изготовления такого ЛДСП при изгибе, растяжении 0.1 Мпа".
Согласно таблицы 6 ГОСТ 10632 (соответствие которому указа участник) - классу эмиссии Е 1 соответствует значение из диапазона свыше 4 до 8 включительно мг/100 г абс. сухой плиты. В тоже время в соответствии с таблицей А.1 Приложения А ГОСТ 10632- для производства детской мебели, мебели для учебных заведений, мебели для дошкольных учреждений и другой мебели установлено значение класса эмиссии Е 0.5 - участником указано значение класса превышающее предельно допустимое значение. Согласно таблиц 3 и 4 ГОСТ 10632 ( соответствие которому указал участник) - указанным участником толщинам ЛДСП 18,20,22,23,25 мм соответствуют различные значения пределов прочности при изгибе и растяжении , которые больше значения 0.1 Мпа , указанного участником".
Согласно требований табл. 3 ( плиты типа Р1) и 4 ( плиты типа Р2) ГОСТа 10632 для толщины 18 мм предел прочности при изгибе не менее 10 Мпа и не менее 11 Мпа ;М для толщин 20,22.23,25 мм предел прочности при изгибе - не менее 10 Мпа и не менее 10.5 Мпа соответственно ; для толщины 18 мм предел прочности при растяжении должен быть - не менее 0.24 Мпа и не менее 0.35 Мпа, а для толщин 20,22,23,24 мм - не менее 0.2 Мпа и не менее 0.3 Мпа соответственно. Требований к плитному материалу показателей Р1 и Р2 Заказчиком не установлено. Таким образом, участник должен был выбрать значения для показателей исходя из того, какой материал он планировал использовать при изготовлении мебели. Заявитель предлагает в составе заявки толщину материала изготовления плитного материала: 18,20,22,23,25 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявки аукционной документации "В случае, если в описании требований к товару значения марки (сорта, вида, класса, типоразмера и т.п.) товара перечислены через знак "запятая" или союз "и", а значения других показателей товара перечислены через знак "точка с запятой" или "/" или союз "или", то для каждого такого показателя товара участнику необходимо предоставить значение, соответствующее конкретной марке (сорту, виду, классу, типоразмеру т.п.) товара_".
Согласно части 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу , инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - письмо ФАС РФ от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16) в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Как указано выше, участник предложил в заявке одно значение показателя пределов прочности при изгибе и растяжении "0.1 Мпа", которое не соответствует и противоречит требованиям ГОСТа 10632-2014. Показатель эмиссии в заявке указан Е1 со значением содержания формальдегида 10 мг/100г абс. сухой плиты, что также не соответствует значениям (табл.6) ГОСТа 10632-2014, соответствие которому указано в заявке Заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.ч.4,5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом Комиссия управления приходит к выводу о том, отклонение заявки Заявителя аукционной комиссией Заказчика является обоснованным.
2. Согласно п.1.ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Довод Заявителя о том, что содержание формальдегида можно определить только путем испытаний определенной партии товара , несмотря на то, что показатель класса эмиссии и предел прочности при изгибе и растяжении свидетельствуют о качестве плитного материала, т.к. класс эмиссии говорит о количестве вредных веществ в плитном материале, а предел прочности - о твердости плитного материала и его устойчивости к различным воздействиям , которые могут приводить к его разрушению и повреждению, является обоснованным, т.к. основным документом , подтверждающим качество плитного материала изготовления , является сертификат соответствия нормативно-техническим документам ( ГОСТ 10632-2014) и гигиенический сертификат. В данных сертификатах представляется полная информация о предприятии-изготовителе плитного материала и о показателях этого материала.
Документы на плиты ДСП готовит предприятие-изготовитель плит , проводит требуемые испытания для определения содержания формальдегида. И, следовательно, производитель мебели, закупая те или иные размеры плит для изготовления мебельной продукции , не может знать содержание формальдегида . Оно указано в сопроводительных документах (сертификатах соответствия) на выпускаемые производителем плиты , которые будут приобретаться изготовителем мебели.
Согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 г.N ИА/44536/162 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, установление Заказчиком в техническом задании аукционной документации требований к содержанию формальдегида в плитах ДСП является избыточным требованием , нарушающим п.1.ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
3. По доводу жалобы о том, что Заказчиком устанавливаются преднамеренно противоречивые требования , к примеру, по позиции "Стул тип 1" заказчиком одновременно установлены требования "подпятник пластиковый" и "Основания изделия касания с полом должны быть оборудованы войлочным либо силиконовыми подпятниками, которые позволят при необходимости перемещать изделие по напольным поверхностям, не нанося при этом им ущерб", что исключает возможность подачи верного предложения, Комиссия установила , что данные требования не являются противоречивыми, т.к. подпятник является заглушкой трубы круглого сечения, из которой изготовлена ножка стула, а основание изделия, касающееся пола, (войлочное или силиконовое) должен выбрать участник , что позволит сохранить напольные покрытия неповрежденными.
Согласно п. 3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ любой участник вправе был обратиться за разъяснениями неясных ему положений документации и получить мотивированный ответ. Заявитель не воспользовался этим своим правом.
За нарушение Заказчиком п.1.ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 99, ч.8 ст.106 Закона N 44-ФЗ
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кардановой Э.А. обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать, так как муниципальный контракт заключен.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии К.А.Б абаев
Члены Комиссии: Г.П.Аврахова
Д.М.Керейтова
Р.Х.Туркменова
Ж.П.Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19 мая 2017 г. N 77
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017