Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 мая 2017 г. N Г 435-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО Медико-Производственная Компания "Елец" (г.Елец Липецкой области) на положения документации электронного аукциона на поставку расходного материала для проведения инфузионной терапии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0128200000117003657) в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 09.01.2017 года N 14), заказчика - ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (доверенность от 09.01.2017 N б\н).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 435-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Фомина Константина Викторовича (далее - заявитель) на положения документация электронного аукциона на поставку расходного материала для проведения инфузионной терапии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0128200000117003657).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в силу следующего.
В извещении о проведении закупки в нарушение требований законодательства не установлено ограничение на поставки товаров иностранного производства.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В указанный перечень включены товары, являющиеся предметом настоящего аукциона.
Однако в извещении о проведении электронного аукциона от 04.05.2017 N 0128200000117003657 сведения об установлении указанного ограничения отсутствуют.
При этом часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок определяет, что в случае, если указанными нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пункт 1,2 описания объекта закупки устанавливает, что поставляемые по данному пункту шприцы должны быть совместимыми со шприцевыми насосами марки Перфузор от компании B.Braun.
Руководство по эксплуатации шприцевого насоса "Перфузор Компакт С" от компании "B.Braun" устанавливает обязательные требования в части обеспечения безопасности пациента. Подраздел "Другие детали" руководства предписывает использовать только такие комбинации оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Использование не рекомендуемых или не одобренных расходных материалов может влиять на технические характеристики и не может гарантировать обеспечение безопасности пациентов. В частности все рекомендованные шприцы прошли испытания в заводских условиях и занесены в память шприцевого насоса. При этом в руководстве установлен перечень совместимых с данных оборудованием шприцев. При этом в руководстве установлен перечень совместимых с данным оборудованием шприцев. Следует обратить внимание на то, что в числе шприцев, совместимых с данным шприцевым насосом, значатся шприцы исключительно зарубежных производителей. Аналогичная ситуация и с другими моделями шприцевых насосов марки "Перфузор" от компании B.Braun.
Таким образом, включение в техническое задание изделий, производящихся исключительно единственными зарубежными компаниями, фактически исключает возможность отечественным производителям принять участие в закупке, а также воспользоваться гарантированным законодателем преимуществом при участии в процедуре закупки. Установленные Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 и аукционной документацией ограничения на поставку товаров иностранного производства фактически не могут быть реализованы, поскольку сразу по нескольким позициям технического задания исключена возможность поставки товара отечественного производства, а также производства Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан. Принятые законодателем ограничения на поставку товаров иностранного производства не могут быть реализованы, поскольку заявок с товарами только отечественного производства по аукциону подано быть не может. Таким образом, меры по поддержке отечественных производителей оказываются фактически недействующими.
Заказчиком создан искусственный барьер для участия в закупке отечественных производителей медицинских изделий, а также для реализации данного постановления Правительства РФ. Такие действия заказчика идут вразрез с обозначенными законодателем и Правительством РФ направлениями развития отечественной промышленности, в том числе по производству изделий медицинского назначения.
Следовательно, в случае выделения из данного лота позиций шприцев и систем, совместимых с шприцевыми насосами марки "Перфузор", количество потенциальных участников аукциона, увеличится в разы, а баланс интересов заказчика и отечественных производителей медицинских изделий будет сохранен.
При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельно выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие в общими принципами Закона о контрактной системе в сфере закупок в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции. Укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Как установлено статьей 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень запретов, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим. Как правило, при формировании аукционной документации заказчики формируют крупные как по номенклатуре, так и по количеству поставляемой продукции, лоты. Вместе с тем, при рассмотрении аналогичных вопросов ФАС России установлено, что многие поставщики не могут поставить весь требуемый согласно техническому заданию ассортимент. При этом многие поставщики имеют возможность поставить только часть требуемого ассортимента. Указанная позиция была неоднократно поддержана территориальными органами ФАС России.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заказчика пояснил следующее.
В аукционной документации не установлено ограничение согласно Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 в силу следующих причин.
Товары, закупаемые заказчиком, имеют код 32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры и аналогичные инструменты по ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В Постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 под кодом 32.50.13.150 перечислены - "инструменты колющие: иглы хирургические: шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Заказчиком в техническом задании указаны товары: шприц трехкомпонентный, система удлинительная, шприц инсулиновый, трехкомпонентный, шприц 2-х компонентный.
Закупаемые товары не подпадают под перечень товаров, указанных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, имею другое наименование, назначение и функциональность.
Например, шприц-инъектор по указанному Постановлению Правительства используется только для введения лекарственного препарата, не предназначенного для лечения, например: рентгено-контрастное вещество для исследования.
Заказчик же закупает инъекционные шприцы, предназначенные для введения лекарственных препаратов для лечения.
Расшифровка понятия "шприц-инъектор" не содержится в медицинской литературе и в нормативных правовых актах Российской Федерации.
В то же время исходя их медицинской практики, невозможно сказать, что шприц-инъектор и шприц инъекционный являются аналогичными или эквивалентными медицинскими изделиями.
Заявитель не представил доказательств соотнесения наименований закупаемой продукции к наименованиям, указанным в Постановлении N 102.
В пунктах 1,2 технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования о совместимости закупаемых товаров с используемыми заказчиком насосами марки "Перфузор компакт С, Перфузор Спейс".
В руководстве по эксплуатации, используемых заказчиком инфузоматов марки "Перфузор", предписано использовать только рекомендованные совместимые расходные материалы.
Указание в техническом задании данного требования не противоречит нормам Закона о контрактной системе в сфере закупок об описании объекта закупки.
Все закупаемые по данному аукциону товары, предназначены для проведении инфузионной терапии и являются взаимосвязанными.
По мнению заказчика, в аукционной документации отсутствуют положения и требования, противоречащие законодательству РФ.
В силу изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В указанный Перечень входят также "Шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них" (код по ОКПД2 ОК34-2014 - 32.50.13.110).
Вместе с тем, в перечень медицинских изделий, подлежащих поставке в соответствии с требованиями Приложения N 2 к документации о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для проведения инфузионной терапии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" "шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них" не входят.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что заказчиком в аукционной документации правомерно не было установлено ограничение на поставку товаров, происходящих из иностранных государств в силу Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений и документов, установление определенных требований к товару (в частности по позициям 1,2 Приложения N 2 к документации о проведении электронного аукциона) обусловлено потребностями заказчика, в частности обеспечением совместимости поставляемого товара с уже имеющимся у заказчика оборудованием.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на поставку расходного материала для проведения инфузионной терапии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Медико-Производственная компания "Елец" (г.Елец Липецкой области) на положения документации электронного аукциона на поставку расходного материала для проведения инфузионной терапии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 мая 2017 г. N Г 435-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017