Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 мая 2017 г. N КС-101/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С.Ивановой |
заместителя руководителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России Калининградского УФАС России; |
|||
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г.Киселевой
Л.В.Шевченко |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
|
|||
заказчика - ГБУ КО "Центр молодежи"
уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области, в отсутствие заявителя - ООО "Майндмайс", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы |
И.Е. Граева
Д.М.Булатовой О.В.Ковалевой
|
представителя по доверенности;
представителя по доверенности; представителя по доверенности;
|
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области по городам ЦФО (извещение N 0135200000517000409) (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 12.05.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В нарушение положений части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно установил способ определения поставщика - открытый конкурс.
Заказчиком установлен на данные услуги код по ОКПД2 79.12.11.000 "Услуги туроператоров по организации и составлению туров".
В Конкурсной документации в пункте 17 Информационной карты Конкурсной документации указано следующее требование:
"2.4 Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:
- копия действующего свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров, либо выписки из единого федерального реестра туроператоров, либо копия договора заключенного туроператором, сведения о котором внесены в единый федеральный реестр туроператоров, и турагентом (в случае оказания услуг турагентом) (в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Сфера туроператорской деятельности: внутренний туризм."
Заявитель указывает, что требуемые услуги могут быть оказаны турагенствами, следовательно, данные услуги подпадают под ОКПД 2 "Услуги туристических агентств".
Согласно Перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р) данный ОКПД 2 должен проводиться исключительно в форме электронного аукциона.
79.11 Услуги туристических агентств
По мнению Заявителя, Заказчик ошибочно указал ОКПД 2, не соответствующий требуемым услугам, и исходя из этого неправомерно выбрал способ определения поставщика в виде открытого конкурса.
Заявитель просит признать незаконным выбор способа определения поставщика, выдать предписание, приостановить закупку.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Так как предметом открытого конкурса согласно извещению о проведении открытого конкурса N 0135200000517000409 являются услуги по организации экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области по городам ЦФО, учитывая описание объекта закупки (организация поездок), Заказчик классифицировал данные услуги по коду ОКПД 2 79.12.11.000 (Услуги туроператоров по организации и составлению туров).
С учетом изложенного, Заказчик считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона о контрактной системе верно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде открытого конкурса и правомерно осуществил закупку путем проведения открытого конкурса.
Заказчик считает, что требования, установленные Конкурсной документацией соответствуют законодательству РФ и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика, считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
20.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Уполномоченным органом размещено извещение о проведении открытого конкурса от 20.04.2017 N 0135200000517000409 и Конкурсная документация на оказание услуг по организации экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области по городам ЦФО.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 840 000,00 рублей.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы (ч. 5). Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3). Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4).
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года N 471-р, утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. В данный перечень включены, в том числе услуги туристических агентств (код ОКПД 79.11).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса и Конкурсной документации объектом закупки является услуги по организации экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области по городам ЦФО.
Заказчиком данные услуги классифицированы по коду ОКПД 2 79.12.11.000 - "Услуги туроператоров по организации и составлению туров".
Туристическую деятельность в России в настоящее время регулирует федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (далее - Закон об основах туристской деятельности).
Исходя из положений Закона об основах туристской деятельности, туроператором является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, включенное в соответствии с действующим законодательством в реестр сведений о туроператоре.
Статьей 1 Закона об основах туристской деятельности установлено, что:
- туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
- формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
В соответствии со статьей 9 Закона об основах туристской деятельности, туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства от 18.07.2007 г. N 452 утверждены правила оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила).
Пунктами 8 и 9 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристский продукт, в единый федеральный реестр туроператоров.
По требованию потребителя турагент предоставляет потребителю информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором.
Таким образом, деятельность турагента осуществляется от имени и по поручению туроператора либо на основании договора между туроператорм и турагентом.
Группировка по коду ОКПД2 79.12.11.000 - "Услуги туроператоров по организации и составлению туров" включает:
- организацию, составление и продажу туристических поездок с полным обслуживанием: заранее составленных туристических поездок с полным обслуживанием, для внутреннего и выездного туризма, туристических поездок с полным обслуживанием для внутреннего и выездного туризма по требованиям заказчика для групп.
Такой комплекс включает, в частности покупку и перепродажу услуг по перевозке пассажира и багажа, размещению, питанию и осмотру достопримечательностей. Составленные туристические поездки с полным обслуживанием могут продаваться отдельным лицам или на оптовом уровне туристическим агентам или прочим туроператорам.
Разделом 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" Конкурсной документации установлен следующий перечень услуг по организации экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области по городам ЦФО, в том числе:
1. Организовать встречу и проводы групп на Белорусском вокзале города Москвы. Обеспечить оказание услуг сопровождающего гида и транспортное обслуживание автобусами.
2. Организовать компактное размещение участников поездок в общежитии гостиничного типа либо хостеле, либо гостинице категорией не менее трех звезд.
3. Обеспечить 4-х разовое, в том числе 3-х разовое горячее питание: завтрак, обед, ужин и сухой паек.
4. Обеспечить ежедневную экскурсионную программу согласно тематике заезда. Равномерно распределить мероприятия программы по дням пребывания.
В перечень обязательных мероприятий для групп входят: организация и проведение "вечера знакомств" в конференц-зале места проживания с играми и тренингами на командообразование; организация и проведение "прощального вечера" в конференц-зале места проживания с последующей дискотекой; обеспечить предоставление зала в месте проживания, оборудованного вентиляцией, звукооборудованием и светооборудованием для проведения "вечера знакомств" и "прощального вечера"; обеспечить работу ведущего "вечера знакомств" и "прощального вечера" и диск-жокея.
5. Исполнитель обязан обеспечить для групп на весь период пребывания в экскурсионной поездке работу гидов-экскурсоводов, а также обеспечить предоставление сотрудников, сопровождающих группы участников поездки, на весь период их пребывания в экскурсионно-образовательной поездке и обеспечивающих решение проблемных ситуаций, возникающих при оказании услуг, возможность круглосуточной связи с ними и круглосуточного доступа к ним.
6.Исполнитель обязан обеспечить страхование гражданской ответственности, жизни и здоровья всех участников поездки на весь период экскурсионно-образовательной поездки.
7. Исполнитель обязан организовать фотографирование участников поездки на фоне одного из объектов программы посещения и обеспечить предоставление цветной фотографии.
8. Необходимо предусмотреть прием представителя Агентства по делам молодёжи Калининградской области, Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Центр молодежи" или Конкурсного агентства Калининградской области без взимания платы в период оказания услуг, а именно: обеспечение встречи, питания, проживания, доступа ко всем обязательным объектам, запланированным программой пребывания организованных детских и молодежных групп.
9. Обеспечить изготовление и предоставление памятных сувениров участникам.
Таким образом, учитывая описание объекта закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что предметом закупки является оказание услуг по предоставлению туристкого продукта, включающего организацию и составление туров, включенных в группировку 79.12.11.00 ОКПД 2 "Услуги туроператоров по организации и составлению туров"; оказание данных услуг осуществляется туроператорами либо турагентами на основании договора, заключенного турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
При этом Заявитель на заседании Комиссии не явился и не представил доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик правомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде открытого конкурса.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Майндмайс" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С.Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Г.Киселева
Л.В. Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 мая 2017 г. N КС-101/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017