Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по оформлению технического паспорта на 1 (один) многоквартирный дом (изв. N 0156300001217000028),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что требования к услугам установлены Заказчиком с нарушением положений Закона о закупках.
ПредставительЗаказчика не согласилась с доводами Заявителя, полагает, что Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300001217000028 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуги по оформлению технического паспорта на 1 (один) многоквартирный дом.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.04.2017 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 230 000,00 руб.
4) дата проведения аукциона в электронной форме - 15.05.2017 г.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к услуге установлены Заказчиком в главе 4 аукционной документации "Техническое задание".
В п.3 технического задания установлено, что по окончании оказанных услуг Заказчику предоставляются:
технические документы в виде:
- технического паспорта на бумажном носителе в 1 экземпляре;
- технического плана на электронном носителе в 1 экземпляре;
- технического плана на бумажном носителе в 1 экземпляре;
- выписка из единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в 1 экземпляре.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), технический план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ст.1 Закона о кадастровой деятельности, кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно ч.1 ст.29 Закона о кадастровой деятельности, кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
В соответствии с требованиями Закона о кадастровой деятельности, кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (в данном случае он обязан быть членом СРО кадастровых инженеров), либо на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица.
В соответствии со ст.33 Закона о кадастровой деятельности, указанное юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, то есть также являться членами СРО кадастровых инженеров.
При этом, в соответствии с ч.5 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В соответствии с п.3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N1301, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Как следует из положений упомянутого Постановления, технические паспорта жилого здания оформляются исключительно БТИ.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, объединены в один лотзакупки услуг по изготовлению технического плана жилого здания, которые вправе оказывать кадастровые инженеры, и по изготовлению технического паспорта жилого здания, которые вправе оказывать БТИ.
Данный вывод Комиссии также подтверждается устными разъяснениями представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, которое является органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию объектов жилищного фонда, а также письменным ответом Управления от 12.05.2017 г. (вх.N007668-17).
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.5 ст.66 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые обязан предоставить участник в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В том числе, в соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, участник электронного аукциона должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п.1.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках установлено, что участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к составу второй части заявки установлены Заказчиком в п.1 раздела 7 аукционной документации. Однако, данный раздел не содержит требования о наличии свидетельства СРО кадастровых инженеров у участника закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно ч.1 ст.64 Закона о закупках аукционная документация должна содержать сведения, указанные в извещении о проведении электронного аукциона.
В ч. 5 ст.63 Закона о закупках установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать сведения, установленные в ст.42 Закона о закупках.
В силу п.4 ст.42 Закона о закупках, извещение должно содержать я участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона о закупках, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
В ч.3 ст.30 Закона о закупках установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в п.1 раздела 5 аукционной документации Заказчиком установлено упомянутое ограничение к участникам закупки.
В соответствии с ч.2.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона (в которые не входит проведение технического учета, технической инвентаризации зданий).
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, исходя из приведенных определений, БТИ не могут являться субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Исходя из изложенного, поскольку услуги по изготовлению технического паспорта могут быть оказаны только БТИ, которые в свою очередь не относятся к субъектам СМП и СОНКО, в рамках рассматриваемой закупки установление ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о закупках не предоставляется возможным.
При этом, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не предусмотрена обязанность установления ограничения участия в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о закупках во всех проводимых Заказчиком электронных аукционах.
Исходя из совокупности изложенного, Заказчиком нарушены требования ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Довод Заявителя относительно того, что в аукционной документации отсутствуют характеристики жилого здания, оформление технической документации на который является объектом закупки отклоняется Комиссией.
В п.1 главы 4 "Техническое задание" Заказчиком установлены упомянутые характеристики, а именно: "Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г. Соликамск, ул. Осокина, д. 24. Характеристика данного многоквартирного дома: Общая площадь дома: 4678,3 кв. м.; площадь жилых помещений: 3243 кв. м., 5 этажей".
В указанных действиях должностного лица Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по оформлению технического паспорта на 1 (один) многоквартирный дом (изв. N 0156300001217000028) обоснованной в части довода относительно формирования объекта закупки, установления ограничения к участникам закупки с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
3. В целях устранения выявленных нарушений, Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной торговой площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017