Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Блиц медиа групп" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "ПРИКАМЬЕ" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа Подъезд к городу Пермь на участке км 348+500 - км 366+000, Пермский край (извещение N 0315100000317000047),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000317000047, Заказчиком проводился электронный аукцион на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа Подъезд к городу Пермь на участке км 348+500 - км 366+000, Пермский край.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 п. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2, п.3 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как пояснил представитель Заказчика, требования к материалам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 к документации.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках, первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работ при выполнении которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в аукционной документации.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 3 к документации.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Комиссией установлено, что в п. 5 Приложение N3 к аукционной документации содержит требования к организации движения в местах производства работ, которые не являются качественными, техническими и функциональными характеристиками используемого при выполнении работ товара, сведения о которых обязан предоставить участник закупки в составе заявки.
Исходя из совокупности изложенного, Инспекция приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При этом, Комиссия отмечает, что Заявитель не воспользовался предусмотренным Законом о закупках правом на подачу запроса о разъяснении положений аукционной документации.
Кроме того, доказательств того, что спорное положение аукционной документации не позволило участнику подать заявку, Комиссии не представлено.
В пп. 5.1.2 п. 5 аукционной документации установлено, что конкретные показатели используемого товара (материалов) могут быть представлены по форме, установленной Приложением N6 (Сведения и конкретные показатели товаров (материалов), используемых при оказании услуг) к проекту государственного контракта.
Используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (материалов, вида работ) максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться приведены в Приложении "Требования к материалам, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работы" к настоящей документации об аукционе (Инструкция по заполнению заявки).
Как указано выше, требования к материалам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 к документации "Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ".
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований закона о закупках.
Относительно довода подателя жалобы об установлении Заказчиком требований к испытаниям товаров, а также требований к химическому составу товаров антимонопольный орган не усматривает нарушений описания объекта закупки в части установления спорных требований в пп. 1, 2, 5 Приложения N3 к аукционной документации. Доказательств, подтверждающих обратное, не представлено.
В Приложении N1 к государственному контракту Заказчиком установлен календарный график работ.
Так, согласно указанному графику, первый вид работ, а именно, срезку поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования, толщина слоя 5 см необходимо выполнить с 10.05.2016 г. до 20.06.2017 г.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 12.05.2017 г., дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.05.2017 г., дата проведения аукциона в электронной форме - 22.05.2017 г.
Из указанного следует, что Заказчиком необъективно описан объект закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о закупках).
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссия установила, что обозначенное в ч. 13 ст. 34 Закона о закупках требование содержится в п. 10.6 аукционной документации.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках. Иное не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Блиц медиа групп" на действия ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "ПРИКАМЬЕ" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на устройство слоев износа на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа Подъезд к городу Пермь на участке км 348+500 - км 366+000, Пермский край (извещение N 0315100000317000047) обоснованной в части первого и четвертого довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017