Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 мая 2017 г. N 610
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - ведущий специалист эксперт А.А. Кириллова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО фирма "Уровень" на действия аукционной комиссии МКУ "Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", закупка N 0819300038017000045, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО фирма "Уровень" на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Глазунова К.А. (доверенность от 25.01.2017);
- представитель ООО фирма "Уровень" Макаренко А.В. (доверенность N 5 от 11.05.2017).
Из содержания жалобы ООО фирма "Уровень" следует, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске у участию в электронном аукционе заявке подателя жалобы.
Представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы по следующим основаниям указанным в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 819300038017000045-1 "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения" (N извещения 0819300038017000045), а именно: Не соответствие информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: строкой "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.". В заявке участника наименование страны происхождения товара не указано.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью у заказчика совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения".
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной система, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В частях 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в пункте "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно приложению 1 к документации электронного аукциона "Описанию объекта закупки" заказчик указал сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ.
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.05.2017 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки. В результате рассмотрения первых частей заявок, заявке под N 3 было отказано в допуске до участия в электронном аукционе, по причине: "Не предоставление информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: строкой "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара". В заявке участника наименование страны происхождения товара не указано".
Порядок определения страны происхождения товаров установлен следующими документами:
- Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, а также для товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза);
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран);
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (для товаров, происходящих из других стран, которым РФ предоставляет (или не предоставляет) режим наибольшего благоприятствования).
- Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, а также для товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза страной происхождения товара считается государство - участник СНГ, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного Кодекса Таможенного Союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
К полностью произведенным товарам, относятся: природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны; продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране; живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр, продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране, продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е"; отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье и т.д.
Кроме того, в силу подпункта Б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе наименование страны происхождения товара, то есть Законом о контрактной системе императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе страны происхождения товара в отношении конкретного товара.
С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что указание "место производства" не является "наименованием страны происхождения товара", так как, страна происхождения товара может быть иной, чем, страна в которой товары были произведены.
Изучив первую часть заявки N 3 ООО фирма "Уровень" Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что общество указало "Все используемые материалы произведены в Российской Федерации", что не является наименованием страны происхождения товара. На основании изложенного, комиссия по рассмотрению жалобы пришла к выводу, что аукционная комиссия признала первую часть заявки ООО фирма "Уровень" не соответствующей требованиям обоснованно.
В рамках внеплановой проверке комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее нарушение.
На основании статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проведя анализ аукционной документации комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в "Описании объекта закупки" Приложение 1 к документации электронного аукциона.
В первой части, для ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения (ул. Индустриальная) предусмотрена работа: Укрепление обочины ПЩС, фракции 20-10 мм (толщиной 4 см) - 595 м3 (пункт N 7 таблицы). Для выполнения данной работы в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ указан товар (материал): Песчано-щебеночная смесь. При этом по требованию Заказчика данный товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009. Однако данным ГОСТ фракция 20- 10 мм не предусмотрена, заказчиком не дано обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Во второй части, для ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения (ул. Калинина) предусмотрена работа: устройство оснований из щебня, фракции 20-40 мм (толщиной 10 см) - 1,764 м3 (пункт N 9 таблицы). При этом по требованию Заказчика товар (материал) должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93. ГОСТ 8267- 93 положения которого по пункту 4.2. являются обязательными, не предусматривает фракцию 20-40 мм в госте в пункте 4.2 установлено что данная фракция должна быть в диапазоне св. 20 до 40 мм.
Также комиссия обращает внимание, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.05.2017 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки. В торгах приняло участие два участника закупки, которые были признаны соответствующими требованиям аукционной документации, по указанному выше доводу не одной заявки в участии в электронном аукционе отказано не было.
В соответствии с изложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика не повлияли на результат проведения закупки в связи с чем комиссия по рассмотрению жалобы решила предписание об устранении нарушений законодательства не выдавать.
Рассмотрев обстоятельства жалобы проведя внеплановую проверку, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО фирма "Уровень" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 мая 2017 г. N 610
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017