Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 мая 2017 г. N 111/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителя от заказчика (члена единой комиссии) - Ежовкина А.А.; в отсутствии представителей от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Статус" (далее - Заявитель, Организация) на действия аукционной комиссии - Муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО "Тымовский городской округ" (далее - Заказчик, аукционная комиссия) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Ремонт полов здания администрации Адо-Тымовского сельского округа" (извещение N 0361300027617000020) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении аукциона.
До рассмотрения жалобы по существу поступило заявление от Заявителя об отзыве жалобы. Заявление не подлежит удовлетворению, так как не подписано.
По мнению Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, выразившимися в незаконном признании заявки несоответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и аукционной документацией.
Представитель аукционная комиссия согласился с доводами Заявителя, письменное возражение не представил, однако в устной форме пояснил, что аукционная комиссия необоснованно признала заявку Общества несоответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) 19.04.2017 7:08 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком.
2) На участие в определении поставщика подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2, 3. По результатам рассмотрения первых частей заявок к аукциону допущены все участника закупки.
3). Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 20-2 от 03.05.2017 заявка Общества признана несоответствующей на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ (не предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и предлагаемой им работы условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с постановлением Правительства N 1457 от 29.12.2015 г.)
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно N 583 Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона N 44-ФЗ при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
В связи с этим в извещении и аукционной документации установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в п. 13 Информационной карты запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 настоящего Федерального закона. Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (части 6, 7 статья 69 Закона о контрактной системе).
Как следует из п. 14 Информационной карты Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
Таким образом, Заказчик в аукционной документации установил требование ко второй части заявки на участие в электронном аукционе - обязательное представление документа в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Как следует из протокола подведения итогов, основанием для признания второй части заявки Заявителя не соответствующей, по мнению аукционной комиссии, не предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и предлагаемой им работы условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с постановлением Правительства N 1457 от 29.12.2015.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Указа N 583 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, предписано в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа постановлением N 1457 Правительство Российской Федерации утвердило Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016.
Вышеприведенными нормами права не установлена форма документа; кроме того, Заказчику не предоставлена возможность определения порядка реализации данного запрета.
Установление в аукционной документации требования о представлении документа (декларации) возлагает на участника аукциона дополнительную обязанность, направлено на ограничение числа потенциальных участников аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что самостоятельное установление в аукционной документации представления документа, подтверждающего соответствие участника аукциона установленному запрету, является неправомерным.
Вместе с тем, Заказчик устанавливал запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом, во второй части заявки не требует какой-либо документ подтверждающий соответствие указанному требованию.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной, так как аукционная комиссия приняла решение не в соответствии с установленными ко второй части заявки требованиями аукционной документации. В связи с этим аукционная комиссия признается нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Кроме того, в ходе внеплановой проверки в действиях Заказчика установлено нарушение требования п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе в соответствии с п. 7.1 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное требование Заказчиком установлено в п. 13 Информационной карты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона.
Однако Заказчиком не выполнено указанное требование, так как в п. 14 Информационной карты заказчик требует декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть без п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Статус" на действия аукционной комиссии - Муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО "Тымовский городской округ" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Ремонт полов здания администрации Адо-Тымовского сельского округа" (извещение N 0361300027617000020) - обоснованной.
2. Аукционную комиссию признать нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, а Заказчика признать нарушившим п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии Муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО "Тымовский городской округ" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустившего (их) нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии Н.А. Казанов
С.А. Дубровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 мая 2017 г. N 111/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2017