Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 мая 2017 г. N 2-57-4782/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН Г. МОСКВЫ": А.В. Захарова, М.Б. Шевяхова,
ЗАО "Новатор": А.В. Ерошкина,
рассмотрев жалобу ЗАО "Новатор" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН Г. МОСКВЫ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку детской одежды для нужд учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2017 г. (Закупка N 0373200041517000087) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/21550/17 от 05.05.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в составе конкурсной документации отсутствуют сведения о размерах требуемой одежды.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкретные размеры требуемой одежды не возможно установить на момент формирования конкурсной документации. Данные значения устанавливаются после согласования с исполнителем предлагаемых товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не указано, каким образом, вышеуказанное требование препятствует подаче заявки на участие в электронном аукционе и ограничивает конкуренцию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации установлены требования к товарам, на которые невозможно получить сертификат соответствия, поскольку указанные Заказчиком наименования не установлены в ГОСТ.
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию конкурсной документации установлены требования к товарам, необходимым к поставке, таким как "Велосипедки", "Топик для девочки", "Трусы боксеры", "Толстовка".
Кроме того, в п. 14 Технического задания конкурсной документации установлено: "В момент поставки товаров Поставщик передает Грузополучателю сертификаты качества и иные документы, подтверждающие качество товара. Продукция, предлагаемая к поставке, должна поставляться в полном соответствии с нормами и требованиями Законодательства".
По мнению Заявителя, невозможно предоставить по вышеуказанным товарам сертификаты качества, поскольку ни одним ГОСТ не регламентируются указанные наименования товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сертификаты качества и иные документы, подтверждающие качество товара могут относиться к одной из групп товаров, таких как: изделия трикотажные бельевые для мальчиков, изделия 3-го слоя, 2-го слоя, изделия трикотажные бельевые для девочек и т.д., а также предоставил аналогичные сертификаты, выданные на группу товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию конкурсной документации установлены требования к товарам, необходимым к поставке, в частности, в п.1 "Бюстгальтер" установлены требования "Допускаемое отклонение ширины по линии бедер", "Ластовица должна быть двойной".
По мнению Заявителя, указанные требования не относятся к данному товару, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует заполнению заявки на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил сведения, в соответствии с которыми ластовица - это часть бюстгальтера, которая фиксирует его посадку по центру груди и закрепляет положение груди. Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими нормативными актами установлено требование к данному товару "Допускаемое отклонение ширины по линии бедер".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требования "Допускаемое отклонение ширины по линии бедер" по п. 1 "Бюстгальтер".
Вместе с тем, согласно Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам от 05.05.2017 NПВК1, на участие в конкурсе подано 3 заявки, при этом по указанному основанию не отклонено ни одного участника.
4. Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию конкурсной документации установлены требования к товарам, необходимым к поставке, в частности, в п. 17 "Пижама" установлены требования "модель должна состоять из двух частей, толстовки и штанов", "Брюки должны быть свободного прямого фасона".
По мнению Заявителя, установление требований к товару подобным образом вводит участников закупки в заблуждение, поскольку из положений конкурсной документации не возможно установить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что "брюки" и "штаны" являются словами - синонимами.
Кроме того, согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не указано каким образом, установленные Заказчиком требования вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют подготовке заявки на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, необходимым к поставке.
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию конкурсной документации установлены требования к товарам, необходимым к поставке, в частности такие требования как "Футболки должны быть пошиты хлопчатобумажными нитками, которые должны быть матовые или глянцевые марки: "Экстра" или "Прима" в 3 сложения, или марки "Прочные" в 4 или 6 сложений", "Белые нитки должны иметь белизну не менее 82%", "Линейная усадка швейных ниток в кипящей воде должна быть не более 4%", "Разрывная нагрузка по петельным столбикам должна быть не менее 59Н", "Гигроскопичность изделий должна быть не менее 5%", "Воздухопроницаемость не менее 140 дм3/м2·с".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, указанные параметры являются характеристиками составных частей и материалов, из который изготавливается товар, требуемый к поставке, конкретные значения которых могут определять только после производства товаров и проведения проверки материалов экспертной организацией.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Приложении N 2 к Техническому заданию конкурсной документации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в конкурсе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам от 05.05.2017 NПВК1, на участие в конкурсе подано 3 заявки, при этом по указанным основаниям не отклонено ни одного участника.
6. Согласно доводов жалобы, Заказчиком установлено требование к поставщику о предоставлении образцов товаров, при этом, не установлен срок согласования указанных образцов.
В п. 9 Технического задания конкурсной документации Заказчиком установлено: "Перед поставкой Поставщик должен предоставить комиссии Заказчика образцы товаров для отбора и согласования в количестве не менее 10-ти видов каждой позиции согласно Приложению 1. Поставщик должен согласовывать с Заказчиком количество и ассортимент товаров".
Комиссией Управления установлено, что в конкурсной документации не установлен срок отбора и согласования комиссией Заказчика представленных поставщиком образцов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что отбор и согласование представленных образцов производится комиссией Заказчика в день предоставления данных образцов.
Кроме того, согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не указано, какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в конкурсной документации не представлено Инструкции по заполнении заявки на участие в конкурсе, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Приложение N 2 к Техническому задания конкурсной документации, в котором установлены требования к необходимым к поставке товарам, является рекомендованной. Кроме того, при описании объекта закупки использованы стандартные символы и обозначения.
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не указано, какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
8. Заявитель обжалует установление Заказчиком в конкурсной документации неисполнимых сроков поставки товара.
В соответствии с п. 5 Технического задания конкурсной документации, срок поставки товара: в течение 15 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно доводам жалобы, установленный Заказчиком объем товаров, с учетом согласования образцов, не возможно изготовить в установленные Техническим заданием сроки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта проводилось методом анализа рыночных цен. Заказчику направлено как минимум 3 ценовых предложения в соответствии с условиями и требованиями Технического задания конкурсной документации.
Кроме того, согласно Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам от 05.05.2017 NПВК1, на участие в конкурсе подано 3 заявки, что также свидетельствует о возможности поставки указанного Заказчиком объема товаров в установленные Техническим заданием сроки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
9. Согласно доводам жалобы, Заказчик в разъяснениях положений документации неправомерно ссылается на энциклопедию моды и одежды, толковый словарь Ожегова и словарь Ушакова.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В силу ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заказчику направлялся запрос на разъяснение положений конкурсной документации следующего содержания: "3. В описании позиции 2 Велосипедки один из показателей товара указан: Длина изделия должна быть немного выше линии колен. Как поставщик должен сформулировать конкретное значение этого показателя? Так как слово немного не является объективным показателем. 4. В описании позиции 7 Костюм спортивный подростковый для девочек указано, что Перед должен быть декорирован оригинальным принтом. Что заказчик имеет в виду под декорированием оригинальным принтом, что означает оригинальный принт? Какой должен быть способ декорации? 5. В описании позиции 17 Пижама х/б для девочки указано, что Модель должна состоять из двух частей, толстовки и штанов. В тоже время ниже указано, что Брюки должны быть свободного прямого фасона. Что заказчик имеет в виду, чередуя наименование элемента пижамы штаны и брюки? В нормативно-технической документации отсутствует наименование "штаны". 6. В описании позиции 20 Пижама х/б подростковая для мальчика указано, что пижама должна состоять из куртки, застегивающейся на пуговицы и брюк. В то же время ниже указано, что межростовая разница куртки должна быть не более 4 см, штанов не более 9 см. Что заказчик имеет ввиду, чередуя наименование элемента пижамы штаны и брюки?".
Заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено разъяснение положений конкурсной документации от 28.04.2017 NРД1 следующего содержания: "3. Согласно энциклопедии моды и одежды, велосипедки это современная спортивная одежда: укороченные брюки длиной до колена. В данном случае требование, установленное Заказчиком, служит для уточнения общего вида изделия. Согласно приложению 2, основные измерения изделия должны соответствовать размерам типовых фигур девочек по ГОСТ 17916-86. 4. Согласно толковому словарю Ожегова, слово оригинальный означает - своеобразный, необычный. Принт - изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (вышивка, прямая печать на ткани, термотрансфер). Т.е. изделие должно быть декорировано своеобразным, необычным рисунком или надписью или фотографией или вышивкой или прямой печатью или т. д. 5. Согласно словарю Ушакова, брюки - это верхняя мужская одежда нижней половины тела, штаны. 6. Согласно словарю Ушакова, брюки - это верхняя мужская одежда нижней половины тела, штаны".
Таким образом, Заказчиком в разъяснениях положений конкурсной документации представлен ответ по существу на поступивший запрос.
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не указано, какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "Новатор" на действия ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН Г. МОСКВЫ" обоснованной в части установления не правомерного требования к товару по п. 1. "Бюстгальтер", а также в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 мая 2017 г. N 2-57-4782/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017