Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 мая 2017 г. N 77-X-107/17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителя ФГБУ "РКНПК" Минздрава России: Андрусенко С.П.,
в отсутствие представителей ООО "Продукт ТУТ", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/20900 от 03.05.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Продукт ТУТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РКНПК" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (38) (Закупка N 0373100015817000043) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/20900 от 03.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по п. 46 "Филе рыбы (горбуша) мороженое с кожей" установлено требование "Содержание токсичных элементов: свинец и мышьяк должно быть не более 5 мг/кг; Содержание нитрозамины (сумма НДМА и НДЭА) должно быть до 0.003*". Аналогичные требования к характеристикам установлены по позициям: N 4-9,14-17,19,25,28,29-31,39,40-45,50-70.
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Приложении N 1 к техническому заданию характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений Аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что участником закупки направлялся Заказчику запрос о разъяснении положений Аукционной документации, согласно которому "Просьба разъяснить применение положения инструкции: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "и", "или" - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных союзом "или". Параметр: "Упаковка", п/пN24 В соответствии с Инструкцией, УРЗ должен представить в заявке значения: Или: "материалы, используемые для упаковки, а также нетоксичные чернила" Или: "клей, применяемые для нанесения текста и наклеивания этикеток, должны быть разрешены органами Госсанэпиднадзора Минздрава России, маркировка лука должна соответствовать требованиям действующего законодательства, дополнительно должна содержать ботанический сорт и класс". Параметр: "Свекла", п/пN25 В соответствии с Инструкцией, УРЗ должен представить в заявке значения: Или: фасованная, мытая Или: очищенная от земли сухим способом высшего или первого сорта В приведённых примерах выбор лишён смысла, требующие выбора значения содержат информацию по разным показателям. Просьба внести изменения в документацию (уточнить Инструкцию)".
В ответ на данный запрос Заказчик 21.04.2017 NРД4 опубликовал следующие разъяснения "П. 25: Требование установлено на основании п. 5.4.2 ГОСТ Р 51783-2001, Участник по данному показателю вправе предложить значение с использованием союза "или". П. 26: Положения Инструкции в части выбора значений применяются к значениям и/или диапазонам значений одного показателя. В данном параметре "свойства", требования установлены к показателям: фасовка, способ очистки, сорт". Аналогичный ответ Заказчик опубликовал в "Ответе на Запрос 8 продукты" от 27.04.2017: "Положения Инструкции в части выбора значений применяются к значениям и/или диапазонам значений одного показателя".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений Аукционной документации вносят изменения в Аукционную документацию, что нарушает ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в п. 67 установлено требование "Минимальный срок годности на момент поставки 3 суток", при этом, в соответствии с ГОСТ 32284-2013 по параметру "Хранение при влажности" установлено требование "в закрытых вентилируемых помещениях при температуре воздуха от 0* до 10* °С не более 3 или более 10°С не более 2, при относительной влажности воздуха от 85* до 90*%". Таким образом, требования Заказчика противоречат требованиям ГОСТ.
2) в п. "ЛИМОННАЯ КИСЛОТА (ФАСОВАННАЯ) ГОСТ 31726-2012" установлено требование "должна быть фасована в пакеты бумажные или целлофановые, вместимостью не менее 10 г., пакеты должны быть заклеены", при этом, в соответствии с ГОСТ 31726-2012 "Масса нетто упаковочной единицы должна быть от 10 до 40 кг". Таким образом, требования Заказчика расширяют требования ГОСТ, позволяя указать значения соответствующие требованиям Заказчика и противоречащие ГОСТ.
3) в п. "КАПУСТА БЕЛОКОЧАННАЯ СВЕЖАЯ ГОСТ Р 51809-2001" установлено требование в графе "Требуемые значения", по параметру "Капуста": "в зависимости от сроков созревания должна подразделяться на среднеспелую или среднепозднюю или позднеспелую. Капуста, в независимости от сроков созревания должна быть первого или второго товарного класса". Вместе с тем, ГОСТ Р 51809-2001 не регламентирует применение термина "товарный" в отношении класса капусты. Кроме того, в графе "Требуемые значения", по параметру "Капуста", участнику закупки необходимо указать конкретный класс капусты (первый или второй), в то же время в графе "Требуемые значения", по параметру "Капуста(упаковка)" Заказчик требует: "капусту первого и второго класса должны упаковывают...", что противоречит требованиям инструкции по заполнению заявки.
4) в п. 27 "Огурцы" установлено требование "должны быть в стеклянных банках, укупоренных металлической лакированной крышкой или крышкой для стерилизуемой продукции или металлических банках не менее чем двухслойных или в таре из полимерных комбинированных материалов. Качество упаковки: наружная поверхность крышек для стеклянных банок не должна иметь следов ржавчины, должна быть без повреждений лакокрасочного покрытия, полимерная тара должна быть без вмятин и деформации корпуса, поверхность металлических банок не должна иметь вмятин, ржавчины, повреждений лакокрасочного покрытия", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, по первому параметру необходимо выбрать одно значение, а по второму требуется представить все значения.
5) в п. 29 "Огурцы" установлено требование "должны быть для потребления в свежем виде, должны быть короткоплодные или среднеплодные и длинноплодные, выращенные в открытом или защищенном грунте, высшего или первого сорта", при этом ГОСТ Р 54752-2011 не применяет термины "короткоплодные", "среднеплодные", "длинноплодные".
6) в п. 65 неправомерно установлены величины требуемых значений по параметрам: "Содержание токсичных элементов: свинец, мышьяк, кадмий", поскольку Заказчик нарушает требования ТР ТС 021/2011, согласно которому "Содержание БГКП (колиформы) в 0.001 г. и S.aureus в 0.01 г: для яиц диетических Бактерии группы кишечных палочек (колиформы), не допускаются в массе продукта 0,1 (г/смЗ), а содержание S.aureus для яиц не нормируется".
7) в п. 31 "Капуста" установлено требование "могут быть добавки: морковь или яблоки или брусника или клюква", "Внешний вид: морковь должна быть нашинкована или нарезана соломкой шириной 3-5 или кружочками толщиной не более 3 и диаметром не более 40, яблоки должны быть половинками или 1/4 части плода", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку в соответствии с Инструкцией, по первому параметру необходимо выбрать одно значение, а по второму требуется представить все значения.
8) в п. 58 установлено требование "Тушки должны быть кур и [цыплят-бройлеров] первого сорта, в потребительской таре и в групповой упаковке. В качестве потребительской тары и групповой упаковки должны быть: пакеты из полимерной пленки с последующей заклейкой горловины пакета липкой лентой или пленка термоусадочная или пленка полимерная и лотки из полимерных материалов с последующей упаковкой в полимерную пленку, скрепленную термосвариванием, в потребительской таре долл<на содержаться только одна тушка". При этом, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки по первому параметру необходимо представить два значения, а по второму Заказчик требует в потребительской таре только одну тушку. Кроме того, Заказчиком установлено противоречивое требование к минимальному сроку годности на момент поставки (12 месяцев), т.к. даже при минимальной температуре хранения (не выше минус 25°С) - срок хранения тушек в потребительской таре - не более 14 мес, в групповой упаковке - не более 11 мес. в соответствии с ГОСТ 31962-2013.
9) в п. 50 "Творог" установлено требование должен быть упакован в индивидуальную упаковку из пергамента или из пергамента и полипропилсповой пленки или из пергамента и полипропиленовой металлизированной пленки или из эколина или из кашированной фольги и в коробочки или в лотки с крышками, массой нетто не более 200", при этом Заказчиком установлено противоречивое требование к минимальному срок у годности на момент поставки (15 суток), т.к. творог может иметь такой срок годности только при упаковке в вакуум или с использованием модифицированной газовой среды, варианты такой упаковки Заказчиком не представлены. Также в графе "Требуемые значения" по параметру "Содержание S.aureus в 0,11 г/смЗ, патогенных микроорганизмов, в том числе сапьмонеллы в 25 г/смЗ" установлено требование "должно быть отсутствие", при этом в соответствии с ТР ТС 033/2013, не нормируется Содержание S.aureus в 0,11 г/смЗ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 11 заявок, при этом Аукционной комиссией Заказчика не отклонялись заявки участников закупки по обжалуемым позициям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Продукт ТУТ" на действия ФГБУ "РКНПК" Минздрава России обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на ход проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.А. Сологова
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 мая 2017 г. N 77-X-107/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017