Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2017 г. N 2-57-5010/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ: Р.И. Поздеева,
ООО "Рельеф": А.А. Аферова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт помещений водолечебницы филиала N3 (Закупка N 0373200216716000176) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.05.2017 N МГ/22427/17 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что в Приложении N 2 к Технической части аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-в п.4 "Кран шаровой тип 3" установлены идентичные параметры "Ширина крана: не < 120 мм", "Ширина крана: не более 150 мм";
-п.5 "Волокно льняное": "Описание: материал должен представлять из себя короткое волокно льна, получаемое в результате обработки отходов трепания тресты, путаницы и короткостебельной тресты с наличием слабо скрученных участков, поддающихся легкому растаскиванию или без таковых; Номер волокна 6 либо 8", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно п.1.3 и Примечанию ГОСТ 9394 "Волокно льняное короткое. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, волокно, имеющее зажгученность, оценивается не выше 4 номера.
-п.25 "Шпатлевка тип 1": "цвет: "может быть серый, красно-коричневый, розовый, белый", "Назначение и состав: Должна быть смесь пигментов, наполнителей и алкидностирольного лака предназначенная для исправления мелких дефектов на загрунтованной металлической и деревянной поверхностях, на загрунтованной и покрытой эмалью поверхности, смесь пигментов и наполнителей в пентафталевом лаке с добавлением органических растворителей выравнивания и исправления дефектов загрунтованных металлических и деревянных поверхностей, смесь пигментов, наполнителей и раствора поливинилхлоридной хлорированной смолы в органических растворителях с добавлением пластификатора для выравнивания и исправления дефектов загрунтованных металлических и деревянных поверхностей, для выправок по выявительному слою эмали, смесь пигментов, наполнителей и раствора коллоксилина и органических растворителях с добавлением пластификатора и масел для выравнивания и исправления дефектов загрунтованных металлических и деревянных поверхностей, для выправок по выявительному слою эмали, суспензия пигментов в смеси коллоксилина, смолы в органических растворителях с добавлением пластификаторов для выравнивания и исправления деревянных поверхностей при их отделке (для мебели и других изделий)", что, по мнению Комиссии Управления неправомерно, поскольку ГОСТ 10277 "Шпатлевки. Технические условия", на который ссылается Заказчик, указывает на классификацию и марки шпатлевок. Таким образом, запрашивая в требуемом параметре "Назначение и состав" одновременно несколько видов шпатлевки, Заказчик словосочетанием "может быть" вводит участников закупки в заблуждение в параметре "Цвет", так как у участника закупки, согласно инструкции отсутствует обязанность представить товар всех цветов (с учетом того, что согласно ГОСТ 10277 цвет зависит от назначения и состава).
-п.75 "Выключатель автоматический тип 1": "Номинальный ток In: 6, 16 А", "Максимальная потеря мощности на полюс: Может быть 3, 3,5 Вт". Согласно п. 9.8.5 ГОСТ Р 50345 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения" потери мощности на полюс не должны превышать значений, установленных в табл. 15. Таким образом, устанавливая в требуемом параметре "Номинальный ток In: 6, 16 А", Заказчик словосочетанием "может быть" вводит участников Закупки в заблуждение в параметре "Максимальная потеря мощности на полюс", так как участником закупки не может быть выбрано исключительно одно значение максимальной потери мощности на полюс, в то время как согласно инструкции по заполнению заявки у участника закупки есть такое право.
-п. 115 товара "Умывальники керамические белые первой и второй величины": "длина умывальника может быть 400, 500, 550 мм", "ширина умывальника: может быть 300, 420 мм", "глубина умывальника: может быть 135, 150 мм". Согласно инструкции участник может выбрать одно значение в Требуемых параметах "Длина умывальника", "Ширина умывальника", "Глубина умывальника" так как символ "," сопровождается словосочетанием "может быть". Однако, согласно п. 3.3.2 ГОСТ 30493 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры" основные размеры умывальников приведены в табл. 1. Аналогично по пп. 25, 75, устанавливая в наименовании товара два вида умывальников (1 и второй величины), Заказчик словосочетанием "может быть" вводит участников Закупки в заблуждение, так как участником закупки не может быть выбрано исключительно одно значение по параметрам "Длина и ширина умывальника". В жалобе указано, что аналогичное нарушение присутствует по товару п. 116 "Умывальники керамические бежевые первой и второй величины".
-п.74 "Дисперсия поливинилацетатная": "Марка: ДФ 50/5Н; Д 50Н; Д 51С", "сорт: первый, высший". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. В п. 1.5 и табл. 2 ГОСТ 18992 Дисперсия поливинилацетатная гомополимерная грубодисперсная. Технические условия" указаны марки дисперсий. Согласно данной таблицы, ни одна из указанной марки дисперсии не имеет одновременно высший и первый сорт.
-п.69 "Извещатель пожарный дымовой тип 1": "Номинальное напряжение питания 12, 24 В", "Напряжение питания: 9 - 30 В". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: Символ "тире" ("-") установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Согласно п. 4.2.1.5 ГОСТ Р 53325 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики" указано: ИП должны сохранять работоспособность и характеристики назначения при изменении напряжения их питания в диапазоне, установленном в ТД на ИП конкретных типов, но не меньше диапазона от 0,75 до 1,15 UН0М, где UН0М - номинальное значение напряжения питания ИП. Таким образом, согласно данному положению ГОСТ диапазон напряжения питания должен быть: - для 12 В: 9-13,8 В; - для 24 В: 18-27,6 В. Таким образом, Заказчиком расширен диапазон возможных значений, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку аукционная документация позволяет указать значение, не соответствующее ГОСТ Р 53325.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований по п.74 "Дисперсия поливинилацетатная".
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился обосновать описание требований к указанным показателям вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что следующие требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-пп. 24, 40 "Выключатель двухклавишный": "В зависимости от метода установки выключатели может быть открытого типа, скрытого типа", "Конструкция выключателя обеспечивает должна обеспечивать легкое введение и присоединение проводников к контактному зажиму, правильное расположение проводников, простую установку выключателя на стене либо в коробке". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: В случае, когда перечисление характеристик сопровождается склонением слов "могут быть", "может быть", участником должны быть предложены те характеристики, которые будут соответствовать товарам, используемым при выполнении работ (может быть предложена как одна, так и несколько характеристик товара). Если характеристики параметра товара указаны с использованием союза "либо", то параметр отображает все возможные способы применения одного и того же товара - следовательно, приведенное значение должно оставаться неизменным. В жалобе Заявителя указано, что устанавливая в параметре "Конструкция выключателя" метода установки "на стене либо в коробке", Заказчик словосочетанием "может быть" вводит участников закупки в заблуждение, так как у участника закупки отсутствует возможность выбора исключительно одного метода установки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что открытый, как и закрытый тип выключателя может быть установлен как на стене, так и в коробке и указанные параметры не зависят друг от друга.
-в Приложении N 2 к Технической части аукционной документации установлены требования к товарам с использованием слова "Допускается", что, по мнению Заявителя вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе, поскольку в аукционной документации отсутствует трактовка вышеуказанного слова. В жалобе Заявителя указано, что аналогичные нарушения присутствуют по п.128 товара "Фланцы тип 1", п. 129 товара "Фланцы тип 2", п. 130 товара "Фланцы тип 3".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам с использованием слова "Допускается" подразумевает возможность выбора участником закупки конкретной характеристики товара и не требует отдельного разъяснения.
-п.2 "Кран шаровый тип 1": "Область применения: Кран должен служить для того чтобы перекрыть поток под сильным давлением внутри трубопровода. Должен легко перекрывать поток воды либо пара либо воздуха в трубопроводах различного назначения". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки установлено "Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в ___ (наименование приложения Сведения о товаре). Если характеристики параметра товара указаны с использованием союза "либо", то параметр отображает все возможные способы применения одного и того же товара - следовательно, приведенное значение должно оставаться неизменным". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные положения инструкции содержат противоречия, так как невозможно указать конкретное значение показателя с перечислением слово либо, как того требует положение инструкции. В жалобе Заявителя указано, что аналогичное требование с использованием союза "либо" присутствует также по товарам Приложения N 2 к Технической части аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения инструкции не содержат противоречия, при этом участнику закупки при заполнении заявки по данному товару необходимо руководствоваться положениями инструкции в части использования союза "либо", что требует представить значение в неизменном ввиде.
-п.71 "Извещатель пожарный ручной тип 1": "Символы на приводном элементе: может присутствовать символ "Рука" высотой < 13 мм", "Внешний вид: квадратной формы; прямоугольной формы; круглой формы", "Зона расположения приводного элемента: Квадратной; прямоугольной; круглой формы", "Символы: на лицевую поверхность должен быть нанесен символ "Домик" высотой < 13 мм. Символ должен располагаться над зоной расположения приводного элемента (приводным элементом) на центральной оси лицевой поверхности извещателя. В зоне расположения приводного элемента должен быть нанесен символ "Стрелки" или "Стрелки с кругом", высота символа должна быть 8,5 мм", "Размер: диаметр приводного элемента
75 мм", "длина стороны (диаметр) лицевой части: должен быть не более 150 мм", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 53325 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики". В жалобе Заявителя указано, что Заказчик по параметрам "Размер" и "длина стороны (диаметр) лицевой части" искусственно расширяет диапазон значений, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ Р 53325 максимальная длина лицевой поверхности 150 мм, диаметр приводного элемента - максимально 50 % от максимальной длины лицевой поверхности равной 150 мм.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные требования нарушили законные права и интересы Заявителя, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к инструкции по заполнению заявки и товарам в Приложении N 2 к Технической части аукционной документации по п.4 "Кран шаровой тип 3", п.25 "Шпатлевка тип 1", п.69 "Извещатель пожарный дымовой тип 1", п.74 "Дисперсия поливинилацетатная", п.75 "Выключатель автоматический тип 1", п.115 "Умывальники керамические белые первой и второй величины".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ
105120, г. Москва, ул. Земляной Вал, 53
2. ООО "Рельеф"
142600, г. Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5010/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
15.05.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 15.05.2017 по делу N 2-57-5010/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт помещений водолечебницы филиала N3 (Закупка N 0373200216716000176) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе и заключении государственного контракта не учитывать в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России (от 15.05.2017 по делу N 2-57-5010/77-17) неправомерные требования к инструкции по заполнению заявки и товарам в Приложении N 2 к Технической части аукционной документации по п.4 "Кран шаровой тип 3", п.25 "Шпатлевка тип 1", п.69 "Извещатель пожарный дымовой тип 1", п.74 "Дисперсия поливинилацетатная", п.75 "Выключатель автоматический тип 1", п.115 "Умывальники керамические белые первой и второй величины".
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.05.2017 по делу N 2-57-5010/77-17.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 27.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2017 г. N 2-57-5010/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017