Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 апреля 2017 г. N 2-57-4410/77-17
На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 проведена внеплановая проверка действий ГБУЗ "ДГКБ N13 им. Н.Ф. Филатова ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству парка по адресу: сквер на пересечении ул. Ак. Королева и 1-ой Останкинской ул. (Закупка N 0373200017517000148).
В составе Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена комиссии главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "ОНИКС+" (далее - Заявитель) на действия ГБУ Москвы "Автомобильные дороги СВАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству парка по адресу: сквер на пересечении ул. Ак. Королева и 1-ой Останкинской ул. (Закупка N 0373200017517000148) (далее - Аукцион).
Вместе с тем, указанная жалоба отозвана Заявителем в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В форме 2 установлены требования, так например:
п. "Камни бетонные бортовые": "Водопоглощение по массе, Объем вовлеченного воздуха";
п. "Битумы нефтяные, дорожные жидкие": "Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, Количество испарившегося разжижителя, Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, Температура вспышки, определяемая в открытом тигле";
п. "Смеси асфальтобетонные дорожные": "Зерновой состав минеральной части асфальтобетона: Размер зерен, Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С, Сдвигоустойчивость по: коэффициенту внутреннего трения Водонасыщение: образцов отформованных из смеси; вырубок и кернов готового покрытия; образцов из переформованных вырубок и кернов Пористость минеральной части асфальтобетонов Предел прочности при сжатии при температуре 0°";
п. "Раствор известковый": "Водоудерживающая способность растворных смесей Расслаиваемость свежеприготовленной растворной смеси, Норма подвижности по погружению конуса, Прочность раствора, твердеющего при температуре 20°С в возрасте 1, 2, 7, 21 суток в процентах от прочности данного раствора в возрасте 28 суток при температуре твердения 20°С";
п. "Смеси бетонные, БСТ, тяжелого бетона гранитном щебне": "Осадка конуса, Отклонение по осадке конуса, Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне";
п. "Гвозди строительные": "Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя Временное сопротивление Отклонения от круглости головок Отклонение от соосности головки относительно стержня";
п. "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная изоляционная": "Температура размягчения методу "Кольца шара" Водонасыщение за 24 ч Растяжимость при 25 °С Глубина проникания иглы при 25 °С Температура вспышки";
п. "Торф": "Массовая доля влаги на рабочее состояние вещества Электропроводность Влагоемкость на сухое состояние вещества Засоренность древесными включениями Кислотность рН водной суспензии Кислотность рН солевой суспензии Зольность";
п. "Растворители": "Температура самовоспламенения Летучесть по этиловому эфиру Массовая доля воды по Фишеру Число коагуляции Температура вспышки в закрытом тигле Кислотное число";
п. "Лак битумный, марка БТ- 577": "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при 20,00,5 °С Массовая доля нелетучих веществ, Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора NaCl при 20
2 °С Стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20
2 °С";
п. "Катанка (проволока катаная) общего назначения (углеродистая) кипящая и полуспокойная": "Временное сопротивление Относительное сужение поперечного сечения после разрыва";
п. "Семена (смесь универсальная) газонных трав": "Всхожесть Влажность Чистота Содержание семян: Наиболее вредных Сорняков Других видов трав Содержание болезнетворяных образований в семенах: Склероции спорыньи Головневые мешочки и их части";
п. "Эмаль": "Степень перетира Укрывистость высушенной пленки Внешний вид пленки Массовая доля нелетучих веществ Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ Эластичность пленки при изгибе Адгезия пленки Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С";
п. "Многокомпонентный искусственный почвогрунт": "Водородный показатель Содержание подвижного фосфора Электропроводность Содержание обменного калия Содержание общего азота";
п. "Профили стальные электросварные прямоугольного сечения": "Относительное удлинение Относительное сужение Временное сопротивление Предел текучести";
п. "Трубы напорные из полиэтилена ПЭ 63": "Начальное напряжение в стенке трубы Минимальная длительная прочность Расчетное напряжение Относительное удлинение при разрыве Изменение длины после прогрева (для труб номинальной толщиной 16 мм и менее) Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80°С при хрупком разрушении Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80°С";
п. "Болты строительные": "Относительное удлинение Предел текучести Ударная вязкость Напряжение от пробной нагрузки болтов Напряжение от пробной нагрузки гаек";
п. ""Состав двухкомпонентный для гидрофобизации и антикоррозийной защиты бетонных и железобетонных конструкций": "Марка Консолид-1";
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, например, характеристика "Водопоглощение по массе, Объем вовлеченного воздуха" в соответствии с ГОСТ 6665-91, требование которому установлено Заказчиком, предоставляется возможным указать после проведения испытание бетона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что выявленные нарушения повлияли на результат закупки, поскольку согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе N 0373200017517000148 от 25.04.2017 заявка N5 признана несоответствующей требованиям аукционной документации по п. "Камни бетонные бортовые" по параметру "Предельные отклонения по длине камня".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях аукционной комиссии ГБУ Москвы "Автомобильные дороги СВАО" нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 апреля 2017 г. N 2-57-4410/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017