Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 мая 2017 г. N 2-57-5274/77-17
На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка действий ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок работ для обеспечения государственных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений (Закупка N 0373200654117000001) (далее - аукцион).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместитель Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридина,
Члены комиссии:
Главный государственный инспектор отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипов,
Главный специалист - эксперт отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешнева,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ИП Зубова Альберта Александровича (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Вместе с тем, указанная жалоба (вх. N 21712-ЭП/17 от 12.05.2017) отозвана Заявителем в соответствии с ч.15 ст.105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп."б" п.2 ч.3 ст.99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации не вводящие участников закупки в заблуждения и не дающие конкретные ответы на поставленные вопросы, а именно, в адрес Заказчика был подан следующий запрос: "В пункте 2 заказчик устанавливает требование: "2. > 8,8 < 9,8" "Моющее средство для очистки ковролина". В инструкции указано: "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения", однако в инструкции нет разъяснения по требованиям ввиде ">...<...", поэтому Участник просит разъяснить как трактовать одновременно применённые знаки ">", "<" в требовании в виде ">...<..." (например "> 8,8 < 9,8"), как необходимость указания одного конкретного значения или необходимо указать два значения одно "> 8,8" и другое "< 9,8" или каким либо иным образом, просим пояснить?", разъяснения Заказчика: "Указывается конкретное значение в рамках данного диапазона. Знаки ">" и "<" не используются без привязки к числовому показателю, т.е. участнику закупки необходимо воспринимать требования документации выраженные как "> 8,8 < 9,8", как требования к диапазону требуемых значений. Т.е,. в конкретном случае, участник должен предоставить сведения в диапазоне от 8,8 до 9,8", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, и повлекло ограничение количества участников закупки, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N0373200654117000001 от 16.05.2017 аукционной комиссией Заказчика принималось решение об отказе в допуске к участию в аукционе заявке N5, N20, N31 в том числе товарам требования к которым установлены с одновременным использованием знаков ">" и "<", а также с требованием в виде ">...<..." и в виде "<... ... >".
Также в составе жалобы указан следующий запрос направленный участником закупки в адрес Заказчика: "В п.17 установлено требование к цвету: "4. белый, персиковый; белый, желтый; белый, розовый", согласно инструкции: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", правильно ли участник понимает что в данном случае приоритет имеет не запятая, а точка с запятой, то есть выбирать надо либо все до точки запятой, либо после точки с запятой? Все эти вопросы касаются подобных требований установленных в других пунктах формы с требованиями", разъяснения Заказчика: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", что не является разъяснениями положений аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений аукционной документации опубликованы Заказчиком в нарушение ч.4,5 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены требования к указанию в первой части заявки следующих конкретных товара п.23 "Дезодорирующая таблетка": расход, максимальное значение А-ПАВ, минимальное значение А-ПАВ, максимальное значение Н-ПАВ, минимальное значение Н-ПАВ, п.26 "Очиститель металлических поверхностей из нержавеющей стали и латуни": рН; Массовая доля анионных ПАВ, п.27 "Средство для мытья посуды": рH, стабильность пены, массовая доля сухого вещества, массовая доля анионактивного вещества, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, конкретные значения по вышеуказанным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, так как, конкретные значения вышеуказанных показателей, возможно установить только проведя испытания определенной партии товара после его производства, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе направленных возражений на жалобу Заявителя отсутствуют доказательства, документы и сведения подтверждающие возможность определения конкретных значений вышеуказанных товаров на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.4,5 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 мая 2017 г. N 2-57-5274/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017