Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2017 г. N 2-57-5191/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ "УКРИС": Ткаченко Ю.Ю., Смирновой А.Н.,
ТЕНДЕРНЫЙ КОМИТЕТ: Гильмановой Д.Ф.,
в отсутствие представителей ООО "Техсис", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N МГ/22951 от 15.05.2017,
рассмотрев жалобы ООО "Техсис" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРИС" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов (Закупки NN 0173200001417000196, 0173200001417000198) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/22951 от 15.05.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: п.1 "Сталь арматурная периодического профиля в стержнях, тип 1"; п.2 "Швеллер стальной горячекатаный, тип 1"; п.3 "Труба стальная электросварная прямошовная, тип 1"; п.4 "Сталь оцинкованная, тип 1"; п.6 "Смеси бетонные тяжелого бетона В7.5(М100) , фракция 5-20 на гранитном щебне"; п.7 "Сталь арматурная периодического профиля в стержнях, тип 2"; п.9 "Смеси асфальтобетонные дорожные щебеночно-мастичные на гранитном щебне, (Дорожно -климатическая зона: г. Москва)"; п.14 "Бруски хвойных пород"; п.15 "Грунтовка ГФ-021"; п. "Раствор строительный, цементно-известковый"; п.17 "Песок для дорожных работ"; п.18 "Труба напорная, тип 1"; п.19 "Кабель силовой"; п.20 "Смеси бетонные тяжелого бетона В15(М200) , фракция 5-20 на гранитном щебне"; п.21 "Сталь арматурная гладкая в стержнях, тип 4"; п.22 "Кирпич керамический"; п.23 "Кабель контрольный, тип 2"; п.25 "Сталь арматурная гладкая в стержнях, тип 5"; п.28 "Швеллер стальной горячекатаный, тип 2"; п.30 "Сталь угловая равнополочная мерной длины, тип 2"; п.31 "Труба напорная, тип 2"; п.32 "Геотекстиль"; п.33 "Труба напорная, тип 3"; п.34 "Смеси асфальтобетонные (горячие) крупнозернистые": п.37 "Смеси асфальтобетонные дорожные песчаные плотные (Дорожно -климатическая зона: г. Москва)"; п.38 "Плитка керамическая квадратная 150х150, 200х200"; п.39 "Плиты древесно-стружечные"; п.40 "Сталь оцинкованная, тип 2"; п.41 "Сталь угловая равнополочная, тип 4"; п.44 "Труба стальная электросварная прямошовная, тип 2"; п.45 "Сталь оцинкованная, тип 3"; п.46 "Смеси бетонные тяжелого бетона В30(М400) , фракция 5-20 на гранитном щебне"; п.47 "Сталь угловая равнополочная, 1 класса, тип 5"; п.48 "Швеллер стальной горячекатаный мерной длины, тип 3"; п.49 "Щебень, фракция 20-40"; п.50 "Провод со скрученными жилами"; п.51 "Мастика битумно-масляная"; п.54 "Краски (эмали) для разметки дорог"; п.55 "Фанера облицованная"; п.56 "Труба стальная электросварная прямошовная, тип 3".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями, определяемыми после проведения испытаний товара. Так, например, по п.15 "Грунтовка ГФ-021": "Массовая доля нелетучих веществ", при этом согласно ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ" данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 в нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2.Согласно доводам жалоб, Заказчиком в аукционных документациях установлены требования к банковским гарантиям, предъявляемым в качестве обеспечения исполнения контракта.
В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
На основании части 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10.2.4 проекта контракта аукционных документаций, обеспечение исполнения генподрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, представленное в форме банковской гарантии, должно отвечать в том числе следующему условию, а именно: максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к одному заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталам) банка не должно превышать 25 % (двадцать пять процентов) согласно Инструкции Банка России от 03.12.2012 N139-И "Об обязательных нормативах банков".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы Заявителя.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта дополнительные требования к банку, не предусмотренные положениями Законом о контрактной системе, нарушают ч.1 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3.Согласно доводам жалоб, Заказчиком установлено требование к обеспечению гарантийного срока в размере 5% от НМЦК.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На основании ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
В пункте 10.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: Генподрядчик предоставляет Государственному заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных условиями настоящего Контракта в размере:
- 10 (десять процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта на срок превышающий срок действия Контракта на 2 календарных месяца;
- 5 (пять процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта на период гарантийных обязательств Генподрядчика (с даты завершения основного обязательства до даты полного истечения срока гарантийных обязательств, включая срок продления гарантийных обязательств в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом).
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 2 календарных месяца.
Положения Закона о контрактной системе не предусматривают возможность Заказчика устанавливать в документации об Аукционе требование о предоставлении отдельного обеспечения Заказчику, на период гарантийных обязательств.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалоб, Заказчиком в п. 12.5 неправомерно установлена ответственность за непривлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, в виде пени.
В силу ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
На основании ч.24 ст.34 Закона о контрактной системе указанная в ч. 23 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п.12.5 проекта контракта содержится информация, согласно которой "в случае непредоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генподрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта (в случае, если предоставление данной информации предусмотрено действующим законодательством РФ), а также непредоставления документов, подтверждающих принадлежность субподрядной организации к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям - пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты, от цены договора, заключенного с соисполнителем/субподрядчиком за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства по предоставлению информации в полном объеме".
Вместе с тем, в Информационной карте в п. 18.1 установлено, что Заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20%.
Также, согласно п. 6.1.14 проекта контракта в случае если это предусмотрено в извещении об осуществлении закупки (аукционной документацией), Генподрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, совокупная стоимость которых составляет 20 % от Цены Контракта. При этом Генеральный подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения настоящего Контракта обязан предоставить Государственному заказчику копии договоров, заключенных с субподрядчиками из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также декларации о принадлежности субподрядчиков к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобы ООО "Техсис" на действия ГКУ "УКРИС" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам, установления неправомерного требования в п. 10.2.4, п. 10.2 проекта контракта в части установления требований к обеспечению гарантийного срока.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч.1 ст. 45, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Л.Н. Харченко
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2017 г. N 2-57-5191/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017