Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 мая 2017 г. N 21-06/86-17Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителя заказчика - краевого государственного общеобразовательного учреждения "Петропавловск-Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" (далее - Заказчик): Ледовской Н.Е. ( по доверенности от 15.05.2017 б/н),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение капитального ремонта пищеблока с заменой технологического оборудования в здании спального корпуса (закупка N 0338300008917000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение капитального ремонта пищеблока с заменой технологического оборудования в здании спального корпуса (закупка N 0338300008917000007) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 063 184,00 рублей.
Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе 25.04.2017.
10.05.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива". По мнению Заявителя, положения документации о Закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) при установлении в документации об ЭА требования к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ не указано, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, участник закупки должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией (далее - свидетельство СРО) о допуске к работам по организации строительства;
2) в проекте контракта (пункт 8.1.) предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность, в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, в нарушение положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 ГК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Исходя из вышеуказанных норм, условием допуска к участию в электронном аукционе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в аукционной документации в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки.
Предметом Закупки являются работы по выполнению капитального ремонта пищеблока с заменой технологического оборудования в здании спального корпуса.
Помещение пищеблока не является объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Следовательно, допуск к работам по организации строительства для осуществления работ по Закупке не требуется.
В связи с этим довод Заявителя о не установлении требования к участникам Закупки о наличии свидетельства СРО на организацию строительства не обоснован.
В пункте 4.2. документации об ЭА установлено требование к свидетельству СРО, а именно: "_Сумма заключения договора по осуществлению организации работ, установленная в СРО, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 2.5 настоящей документации".
Указанное требование не соответствует статье 55.8 ГК РФ, согласно которому стоимость работ по одному договору не должна превышать планируемую подрядчиком стоимость строительства, иными словами, предложение участника о цене контракта.
Учитывая также, что в начальную (максимальную) цену контракта по Закупке включена стоимость технологического оборудования, требование к указанию в свидетельстве СРО стоимости работ по одному договору в размере не менее начальной (максимальной) цены контракта противоречит требованиям ГК РФ, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, как указано в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 99 от 04.02.2015 установило дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В пункте 2 Приложения N 1 Постановления N 99 от 04.02.2015 указаны дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В этом же пункте указан перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 от 04.02.2015 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об ЭА должна быть установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения 1 к Постановлению N 99 от 04.02.2015.
Работы по капитальному ремонту пищеблока с заменой технологического оборудования в здании спального корпуса, являющиеся предметом Закупки, отнесены к коду ОКПД2 43.99.90.190, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей. Следовательно, Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с Постановлением N 99 от 04.02.2015.
В документации об ЭА (пункт 11) Заказчик установил требование к участникам Закупки: "_Требуется наличие опыта исполнение контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
В документации об ЭА воспроизведена формулировка Постановления N 99 от 04.02.2015, при этом не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения 1 к Постановлению N 99 от 04.02.2015, в нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика, в связи с чем основания для выдачи предписания об устранении нарушения отсутствует.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В извещении о Закупке указано, что если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об ЭА.
В документации об ЭА (пункт 6.1.) указано "_в случае, если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при непредоставлении таким участником информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта составит 15% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 409 477,60 руб.)
В пункте 8.1. проекта контракта указано "_в случае если при проведении аукциона Подрядчиком предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при непредоставлении Подрядчиком информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки, Подрядчик обязан предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта в размере 2 409 477,60 руб.)".
Начальная (максимальная) цена контракта по Закупке составляет 16 063 184,00 рублей, то есть превышает 15 млн. рублей.
Следовательно, в документации об ЭА и в проекте контракта указание на возможность предоставления участником Закупки в качестве обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей добросовестность, не соответствует части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, в нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части установления в документации об ЭА требования к обеспечению исполнения контракта не в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31, части 1 статьи 37, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения части 1 статьи 37, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 мая 2017 г. N 21-06/86-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017