Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 18 мая 2017 г. N 1509/06
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации муниципального образования городского поселения "село Седанка" (далее - Заказчик), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
уполномоченного органа - администрации муниципального образования "Тигильский муниципальный район", извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель, ООО "Перспектива"), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту незавершенного строительства 4-х квартирного жилого дома, расположенного по ул. Набережная село Седанка, Тигильского района, Камчатского края (закупка N0138300011117000004), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.04.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту незавершенного строительства 4-х квартирного жилого дома, расположенного по ул. Набережная село Седанка, Тигильского района, Камчатского края (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 24 188 350, 00 рублей.
11.05.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, документация о Закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1) Требование, установленное в документации об электронном аукционе к участникам закупки о наличии свидетельства СРО, в извещении о проведении аукциона отсутствует.
2) К участникам Закупки установлено дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, однако формулировка данного требования, изложенная в документации о Закупке, не соответствует новой редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
3) Установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта, в зависимости от способа предоставления обеспечения исполнения контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В пункте 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624) содержится Перечень объектов, работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которых не относятся к оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, не требуют наличия свидетельства о допуске. В частности, к таковым относятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Объектом Закупки является выполнение работ по объекту незавершенного строительства 4-х квартирного жилого дома, расположенного по ул. Набережная село Седанка, Тигильского района, Камчатского края.
Согласно пункту 1.3 раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации предусмотрено: строительство одноэтажного, 4-х квартирного жилого дома. Проектируемый жилой дом сориентирован входами в подъезд с юго-восточной стороны. В здании запроектированы 4 квартиры в едином блоке. Технические помещения (ИТП, электрощитовая) расположены недалеко от входа в здание с входами из общего коридора. Каждая квартира имеет в своем составе кроме жилых комнат кухню, раздельный санузел, вентилируемый шкаф.
Таким образом, данный объект Закупки подпадает под исключение из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленного пунктом 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Следовательно, на выполнение работ по строительству данного объекта допуск саморегулируемой организации не требуется.
Таким образом, Заказчик установил к участникам Закупки требование о наличии свидетельства СРО не в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В извещении о проведении электронного аукциона требование к участникам Закупки о наличии свидетельства СРО отсутствует.
В связи с тем, что вышеуказанное требование в документации об электронном аукционе установлено неправомерно, довод Заявителя о не указании данного требования в извещении исчерпан.
1.2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Согласно приложению N 1 Постановления Правительства РФ N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Объектом Закупки является выполнение работ по объекту незавершенного строительства 4-х квартирного жилого дома, расположенного по ул. Набережная село Седанка, Тигильского района, Камчатского края, код ОКПД 41.20.10.110.
Заказчик в документации об электронном аукционе в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установил к участникам Закупки дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В подпункте 5 пункта 4.2 документации об электронном аукционе Заказчик указал документы подтверждающие соответствие вышеуказанному требованию, а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка; требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства); копия акта (актов) выполненных работ; копия акта приемки объекта капитального строительства; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны Заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Таким образом, Заказчик потребовал документы, подтверждающие соответствие дополнительному требованию, не в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99, в нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Законом о контрактной системе предъявляются специальные требования к обеспечению исполнения контракта, в зависимости от способа обеспечения:
- в виде банковской гарантии - к сроку действия;
- в виде денежных средств - к сроку возврата.
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта - 1 209 417, 50 рублей, которое может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет.
В пункте 6.3 документации об электронном аукционе указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 8.8 проекта контракта указано, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон или по окончании исполнения обязательств подрядчиком, заказчик производит возврат денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в течении 5 (пяти) рабочих дней.
Таким образом, Заказчик установил требования к обеспечению исполнения контракта в соответствии со статьями 34, 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11ю2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части требования документов, подтверждающих опыт работы, не в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 2, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.А. Козаченко
____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 18 мая 2017 г. N 1509/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017