Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 мая 2017 г. N 5279/05-02(143Ж-17)
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница (далее - заказчик), представитель по доверенности Монахов А.Ю.,
от заявителя - ООО "Ликом" (далее также - заявитель) - представители по доверенности Заворуева Е.Е., Печников О.Б.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "Ликом" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ (с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих) (извещение N 0371300029017000070) (далее - электронный аукцион, заказчик, уполномоченный орган) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Ликом" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ ( с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих) (извещение N 0371300029017000070).
В жалобе заявитель указывает на следующие несоответствия аукционной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ (с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих) (извещение N 0371300029017000070) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
1. Заказчиком в аукционной документации описание объекта закупки сформировано необъективный образом и создает трудности в определении ценового предложения участников закупки, поскольку последним не представляется возможным однозначно четко определить следующее:
- за чей счет (заказчика или исполнителя) должны приобретаться и поставляться запасные части, требуемые для оказания услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования;
- замена с утилизацией источников ионизирующего излучения должна быть произведена на всех единицах рентгеновского оборудования или только на части такого оборудования;
- для ряда позиций подлежащего техническому обслуживанию медицинского оборудования (например, "флюорограф цифровой") не содержится в полном объеме название (модель, производитель), указание на место их размещения и остаточный ресурс и т.д.
2. Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 года N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", в частности, с разрешённым видом работ/услуг: утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); указывает на необходимость предусмотреть в аукционной документации право исполнителя привлекать "субподрядные организации, имеющие лицензию с разрешенным видом работ/услуг - утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих)".
4. Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о том, что подлежащие оказанию в рамках исполнения контракта услуги должны обеспечиваться выполнением требований сертифицированной или действующей системы менеджмента качества (подтверждается наличием сертификата менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 или положением о действующей системе контроля качества).
5. Заказчиком в аукционной документации в перечень рентгеновского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, необоснованно включено медицинское оборудование, не содержащее источников ионизирующего излучения (генерирующие), что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить указанные нарушения.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.05.2017 размещено извещение N 0371300029017000070 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ (с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих) вместе с аукционной документацией.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации описании объекта закупки сформировано необъективный образом и создает трудности в определении ценового предложения участников закупки, поскольку последним не представляется возможным однозначно четко определить следующее:
- за чей счет (заказчика или исполнителя) должны приобретаться и поставляться запасные части, требуемые для оказания услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования;
- замена с утилизацией источников ионизирующего излучения должна быть произведена на всех единицах рентгеновского оборудования или только на части такого оборудования;
- для ряда позиций подлежащего техническому обслуживанию медицинского оборудования (например, "флюорограф цифровой") не содержится в полном объеме название (модель, производитель), указание на место их размещения и остаточный ресурс и т.д., Комиссия пришла к следующим выводам
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком указано, что оказание исполнителем полного комплекса услуг, должно сопровождаться, в том числе, приобретением и поставкой запасных частей.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 2.4 раздела 2 "Цена контракта" проекта государственного контракта установлено, что цена Контракта включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с выполнением обязанностей по Контракту, а также расходы на перевозку, страхование и уплату таможенных пошлин, налогов, других обязательных платежей. В цену Контракта включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объёме и надлежащего качества, в том числе необходимое оборудование и инструменты, а так же все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, связанные с оказанием услуг.
Из анализа положений документации об аукционе в электронной форме (раздел 2 "Техническое задание" и проект государственного контракта) однозначно следует, что приобретение и поставка запасных частей являются одной из составляющих услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования, расходы на которые, согласно порядку формирования цены контракта и отсутствию в аукционной документации указания на иное, включены в стоимость контракта (то есть, исходя из избранного заказчиком способа изложения, требуемые для оказания услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ запасные части закупаются за счет исполнителя вне зависимости от их стоимости).
Раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме также содержит указание на то, что утилизация источников ионизирующего излучения включает в себя демонтаж, хранение и утилизацию рентгеновских трубок, вышедших из строя в течение всего срока действия контракта. После утилизации Исполнителем выдается Заказчику соответствующий Акт.
Следовательно, заказчик указанным выше способом изложения конкретизировал (раскрыл) в аукционной документации содержание и состав услуг по утилизации (перечень входящих в нее видов услуг), а также определил оборудование, подлежащее утилизации.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определен перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, оформленный в виде таблицы с указанием наименования такого оборудования, даты принятия к учету и количества.
Например, заказчику требуется оказать услуги по техническому обслуживанию такого медицинского оборудования, как "флюорограф цифровой", принятый к учету 02 августа 2012 года, "термовидеопринтер", принятый к учету 14 августа 2012 года, и т.д. без указания каких-либо идентифицирующих характеристик такого оборудования (например, заводской номер, модель, производитель, указание на места их размещения и остаточный ресурс и т.д.), на основании которых потенциальные участники закупки могли сформировать свое ценовое предложение и т.д.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки в частности требования к подлежащему техническому обслуживанию рентгеновскому оборудованию, действительно, сформировано заказчиком необъективным образом, поскольку не позволяет потенциальным участникам закупки в полной мере определить технические, качественные, эксплуатационные характеристики такого оборудования, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 года N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", в частности, с разрешённым видом работ/услуг: утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих), Комиссия пришла к следующим выводам.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" утверждено положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение), включающее в себя перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Перечень).
Данный Перечень содержит такие виды работ и услуг как утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих) (пункт 8 Перечня).
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ (с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Иными словами услуги по утилизации источников ионизирующего излучения (генерирующих) являются частью предмета закупки (оказание таких услуг обязательно в рамках исполнения обязательств по контракту, который будет заключен по итогам проведения данной закупочной процедуры).
Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме (пункт 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона") установлено требование о том, что участники закупки в составе второй части заявки должны представить копию лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданная после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 года N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", в том числе, с разрешённым видом работ/услуг: утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, Комиссия, учитывая, что в предмет оспариваемой заявителем закупки включено также оказание услуг по утилизации источников ионизирующего излучения (генерирующих) и оказание подобных услуг допускается при наличии у исполнителя лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) с разрешённым видом работ/услуг: утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих), не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства по установлению требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки вышеуказанной лицензии.
Несостоятельной является и ссылка заявителя на обязанность заказчика указать в аукционной документации на возможность участника закупки привлекать "субподрядные организации, имеющие лицензию с разрешенным видом работ/услуг - утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих)" в силу следующего.
Исходя из части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 780 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
При этом действующим законодательством не установлено императивного (обязательного) требования о том, что при формировании закупочной документации (проекта контракта) заказчики обязаны предусмотреть право исполнителя привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (соисполнителей).
В данном случае проект государственного контракта не содержит указание на возможность привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей).
При рассмотрении довода заявителя о том, что в аукционной документации неправомерно установлено требование о том, что подлежащие оказанию в рамках исполнения контракта услуги должны обеспечиваться выполнением требований сертифицированной или действующей системы менеджмента качества (подтверждается наличием сертификата менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 или положением о действующей системе контроля качества), Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме и приложении N 1 к проекту государственного контракта заказчиком установлено, что качество технического обслуживания медицинского оборудования должно обеспечиваться выполнением требований сертифицированной или действующей системы менеджмента качества (подтверждается наличием Сертификата менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 или Положением о действующей системе контроля качества).
Комиссией установлено, что порядок сертификации систем менеджмента качества определяется национальным стандартом Российской Федерации ГОСТом Р 55568-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" (далее - ГОСТ 55568-2013).
Согласно ГОСТ 55568-2013 сертификация систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента) базируется на принципе добровольности, т.е. осуществление сертификации по инициативе заказчика.
Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001.
Стандарт предназначен для применения органами по сертификации систем менеджмента качества и органами по сертификации систем экологического менеджмента (далее - органы по сертификации систем менеджмента), организациями, претендующими на получение сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) и/или системы экологического менеджмента (СЭМ), организациями - держателями сертификатов соответствия СМК и/или СЭМ.
ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования" может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей, требования к продукции, являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим законодательством, и собственные требования.
Исходя из ГОСТ 55568-2013 процесс сертификации СМ включает организацию работ, двухэтапный первичный аудит по сертификации СМ, инспекционные контроли в течение срока действия сертификата и ресертификационный аудит, который должен быть проведен до окончания срока действия сертификата.
Основанием для начала работ служит заявка, направленная заказчиком в орган по сертификации.
Процесс сертификации завершается регистрацией и выдачей сертификата соответствия системы менеджмента качества.
ISO 9001-2000 "Системы менеджмента качества - требования", на который имеется ссылка в аукционной документации, также может быть использованным как внутренними, так и внешними сторонами, включая органы по сертификации, для оценки способности организации удовлетворять требованиям потребителя, регулирующих органов, а также собственные требования организации.
То есть, сертификация систем менеджмента качества носит заявительный, добровольный характер, соответственно, применительно к рассматриваемой закупке на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ (с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих) с учетом положений вышеприведенных технических документов на потенциальных исполнителей не возложена обязанность обращаться в орган по сертификации для проведения сертификации и получения по ее итогам сертификата менеджмента качества.
Кроме того положениями действующего законодательства не установлено требование относительно обязательного принятия лицом, оказывающим услуги по техническому обслуживанию медицинской техники, положения о действующей системе контроля качества.
На заседании Комиссии представитель заказчика не смог пояснить, каким именно правовым актом установлено требование о том, что подлежащие оказанию в рамках исполнения контракта услуги должны обеспечиваться выполнением требований действующей системы менеджмента качества (подтверждается положением о действующей системе контроля качества).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик, включив в описание объекта закупки документации об аукционе в электронной форме (раздел 2 "Описание объекта закупки" и проект контракта) требование о том, что подлежащие оказанию в рамках исполнения контракта услуги должны обеспечиваться выполнением требований сертифицированной или действующей системы менеджмента качества (подтверждается наличием сертификата менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 или положением о действующей системе контроля качества), допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о том, что в аукционной документации в перечень рентгеновского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, необоснованно включено медицинское оборудование, не содержащее источников ионизирующего излучения (генерирующие), что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки, Комиссия установила следующее.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определен перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию в рамках оспариваемой заявителем закупки:
N п/п |
Наименование оборудования |
Дата принятия к учету |
Количество |
Рентген кабинет | |||
1. |
Негатоскоп НР2-02-ПОНИ-двухкадровый |
15.04.2010 |
1 |
2. |
Негатоскоп НР2-02-ПОНИ-двухкадровый |
15.04.2010 |
1 |
3. |
Негатоскоп НР2-02-ПОНИ-двухкадровый |
15.04.2010 |
1 |
4. |
Установка рентгеновская дентальная DIAMATIG |
05.01.1998 |
1 |
5. |
Автоматическая проявочная машина мини МЕД-МТ-2 |
02.02.2006 |
1 |
6. |
Аппарат рентгеновский передвижной Mobildrive |
19.11.2009 |
1 |
7. |
Аппарат цифровой для диагностики и архивирования мед. рентген. и маммогр. изображения |
14.01.2011 |
1 |
8. |
Комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Медикс-Р-Амико" |
30.11.2010 |
1 |
9. |
Комплекс рентгенодиагностический VIROMATIC |
21.11.2005 |
1 |
10. |
Термовидеопринтер |
14.08.2012 |
1 |
11. |
Флюорограф цифровой |
02.08.2012 |
1 |
Отделение томографии | |||
12. |
Негатоскоп ПР0-02-ПОНИ-двухкадровый |
15.04.2010 |
1 |
13. |
Маммограф рентгеновский Маммо-мед |
03.12.2010 |
1 |
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика определение перечня медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию в рамках настоящей закупки, обусловлено объективными потребностями заказчика и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к услугам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Вместе с тем заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка (в адрес потенциальных участников закупки направлен запрос) и выявлено, что осуществить оказание услуг по техническому обслуживанию всего перечня оборудования, указанного заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме, может несколько хозяйствующих субъектов: ООО "Верхневолжская медицинская компания" (коммерческое предложение от 21 марта 2017 года вх. N 665), ООО "Медикал Трейд" (коммерческое предложение от 21 марта 2017 года вх. N 666), ООО "Медилайн" (коммерческое предложение от 21 марта 2017 года вх. N 664).
Факт отсутствия ограничения количества участников закупки косвенно находит свое подтверждение также и в том, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15 мая 2017 года подано четыре заявки участников закупки, которые и были допущены до участия в электронном аукционе.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, относительно перечня подлежащего техническому обслуживанию рентгеновского оборудования, как отмечает заявитель, оборудования, не содержащего источники ионизирующего излучения (генерирующие), создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию технического задания аукционной документации нарушений законодательства о закупках.
По итогам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. выразившееся в следующем.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В пункте 13 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что изменение условий контракта при его исполнении допускается при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (то есть допускается возможность изменения условий контракта только на основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частями 1,2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Часть 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ регламентирует, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Следовательно, в проекте контракта и в аукционной документации должны быть установлены единые требования относительно возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 2.2 раздела 2 "Цена контракта" проекта государственного контракта установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев:
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта (то есть допускается возможность изменения условий контракта только на основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
При этом пункт 14.2 раздела 14 "Срок действия контракта" проекта государственного контракта содержит иную информацию: при заключении и исполнении Контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (то есть допускается возможность изменения условий контракта, в том числе, соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены противоречивые требования о наличии/отсутствии возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, что исключает возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки и, соответственно, является нарушением пункта 9 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Ликом" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования ГБУЗ ЯО Даниловской ЦРБ (с утилизацией источников ионизирующего излучения (генерирующих) (извещение N 0371300029017000070) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница, нарушившим пункты 1 и 9 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области Даниловская центральная районная больница, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Потемкина
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 мая 2017 г. N 5279/05-02(143Ж-17)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017