Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 мая 2017 г. N ОП07-06/2017-107
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_>. - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок; кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на положения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (Сарапул-Верхний Бугрыш) - д. Антипино в Сарапульском районе" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300008317000031, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в присутствии:
представителей заказчика - Администрации муниципального образования "Сарапульский район" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 18.05.2017 г. б/н), <_>. (доверенность от 18.05.2017 г. б/н),
представителя АО "ДП Ижевское" - <_>. (доверенность от 18.05.2017 г. N 84-17-д),
представителя АО "Сарапульское ДП" - <_>. (доверенность от 01.01.2017 г. N 9-17-д)
в отсутствие:
представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом - в деле имеется уведомление от 16.05.2017 г. N ОП01-17-07/3222э),
УСТАНОВИЛА:
12.05.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе ограничивают количество участников закупки в части требования об одновременном наличии у участника закупки допуска СРО на организацию строительства и допуска СРО на конкретные виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, Заявитель считает, что документация об Аукционе содержит требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемого в случае понижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы согласились в части довода, касающегося требований документации об Аукционе к обеспечению исполнения контракта, в случае понижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
Также представители Заказчика представили для приобщения к материалам дела письменные пояснения от 19.05.2017 г. исх.N 0874/03-07/2017.
Рассмотрев жалобу, изучив пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
21.04.2017 г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 84 441 808,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей аукционных заявок от 16.05.2017 г. до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе от участников закупки поступило 2 заявки; решением аукционной комиссии участники закупки, подавшие аукционные заявки, допущены к участию в Аукционе.
В соответствии с протоколом проведения Аукциона от 19.05.2017 г. на Аукцион не было подано ни одного предложения о цене контракта; Аукцион признан несостоявшимся.
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (часть 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки, поданной для участия в электронном аукционе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещение о проведении Аукциона содержит условие о соответствии участников закупки требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.
Пунктом 3.2 раздела 4 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части аукционной заявки копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом закупки (виды работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень работ):1.1;2.2;3.1;3.3;3.5;3.6;3.7;6.1;6.2;6.3;7.1;7.3;12.5;12.9;20.2;20. 5;20.8;20.13;25.4;25.6;25.7;29.7;33.2.1").
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Положениями документации об Аукционе не предусмотрено условие об обязанности подрядчика исполнить работы лично, без привлечения субподрядчика.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что безальтернативное требование пункта 3.2 раздела 4 документации об Аукционе о представлении участниками Аукциона одновременно выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к конкретному виду работа по пунктам 1.1;2.2;3.1;3.3;3.5;3.6;3.7;6.1;6.2;6.3;7.1;7.3;12.5;12.9;20.2;20.5;20.8; 20.13;25.4;25.6;25.7;29.7 Перечня работ, а также свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.2.1 Перечня работ ограничивает количество участников закупки и указывает на нарушение Заказчиком требований части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.
В действиях Заказчика, допустившего нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2) В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требованиях к обеспечения исполнения контракта.
Из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые заявки. Содержание документации об электронном аукционе должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимым.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Согласно извещению о проведении Аукциона, разделу 10, пункту 10 раздела 12 документации об указанном аукционе, Заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта документации об указанном аукционе составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 4 раздела 10, пунктом 1 раздела 5 документации об Аукционе, если при проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 9.2 раздела 13 документации об Аукционе, в случае если предложенная подрядчиком цена контракта, указанная в п.2.1. контракта, на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в п. 9.1, или информации, подтверждающей добросовестность подрядчика на дату подачи заявки на участие в аукцион.
Документация об Аукционе содержит противоречивые требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемого в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, и не позволяет однозначно определить условие документации об Аукционе о необходимости представления в указанном случае исключительно обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении Аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), что является нарушением требований пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 84 441 808,00 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В документации об Аукционе не установлена группа работ, опыт выполнения которых должен подтверждаться наличием соответствующего контракта для подтверждения соответствия участниками закупок требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Указанные действия Заказчика являются нарушением требований части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пункта 8 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (Сарапул-Верхний Бугрыш) - д. Антипино в Сарапульском районе" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300008317000031) обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию муниципального образования "Сарапульский район" нарушившим требования части 2 статьи 8, пунктов 2, 8 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Администрации муниципального образования "Сарапульский район" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях по частям 4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении виновного должностного лица заказчика - Администрации муниципального образования "Сарапульский район".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии: |
_________ <_>
__________ <_> |
Члены Комиссии: |
__________ <_> |
<_> (3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 мая 2017 г. N ОП07-06/2017-107
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017